Mail.ru получил письмо из Африки. Naspers оценил российский портал в $550 млн

Южноафриканский медиахолдинг Naspers Limited вчера объявил о покупке 30% интернет-портала Mail.ru за $165 млн. Участники рынка считают, что для Naspers пакет акций одного из крупнейших интернет-порталов – самый удачный входной билет на российский медиарынок, выйти на который южноафриканцы пытаются более года. В то же время эксперты отмечают, что наибольшее значение эта сделка будет иметь для глобальных интернет-порталов: после нее они потеряли возможность занять существенные позиции на российском интернет-рынке по крайней мере в ближайшие три-пять лет.

Акции были куплены у двух собственников Mail.ru – российской компании Digital Sky Technologies (владела контрольным пакетом Mail.ru, объединяет российских владельцев акций, в том числе и менеджеров портала) и американского инвестиционного фонда Tiger Global Management. После сделки они остаются миноритарными акционерами компании. Организатором сделки со стороны Mail.ru выступал банк `Ренессанс Капитал`.

По словам гендиректора Mail.ru Дмитрия Гришина, главная ценность такого инвестора, как Naspers, для его компании – это возможность обмена опытом с принадлежащими холдингу компаниями по всему миру, среди которых крупнейшие игроки азиатского интернет-рынка, такие как Tencent (владелец самого популярного в Китае инстант-мессенджера QQ (аналог ICQ)) и др. Исполнительный директор Naspers по международному бизнесу в сфере интернета Энтони Рукс в официальном сообщении компании признается, что находит особенно замечательным `превосходное качество специалистов по программному обеспечению, которое обеспечивает российская система образования`.
Naspers работает в основном в Африке, однако также владеет активами в Европе, Азии и Северной Америке. Компании принадлежит крупнейший информационный онлайн-портал в ЮАР News24. В 2005 году продажи Naspers составили $2,24 млрд, чистая прибыль – $417,8 млн.
Mail.ru – провайдер интернет и коммуникационных услуг для русскоязычного населения во всем мире. В настоящее время у Mail.ru есть 24 млн посетителей ежемесячно и около 2 млрд просмотров страниц. По данным консолидированной финансовой отчетности Mail.Ru за 2005 год, составленной в соответствии с US GAAP, объем выручки – $17,3 млн, EBITDA – $5,3 млн (рентабельность – 30,6%), чистая прибыль – $3,1 млн (рентабельность – 17,9%).
Участники рынка отмечают, что Naspers более года пытается выйти на российский медиарынок. В прошлом году они сделали попытку приобрести ИД `СК-Пресс`, однако отказались от этой идеи. Сейчас они ведут переговоры с УК `Промсвязькапитал` о приобретении 25% в ИД `Аргументы и факты`. `Mail.ru – это один из самых ценных активов не только в рунете, но и на всем российском медиарынке`,– уверен директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев. При этом источник в `Промсвязькапитале` вчера сообщил, что сделка с Mail.ru никак не повлияет на планы Naspers в отношении `АиФ`.
Это уже вторая сделка подобного масштаба на российском интернет-рынке за последние несколько месяцев. Осенью 2006 года холдинг `Проф-медиа` приобрел контрольный пакет интернет-портала Rambler, 100% которого были оценены в $500 млн (см. Ъ от 1 ноября 2006 года). Параллельно с этим активно идут сделки и с менее значимыми активами рунета: в декабре ИД `Коммерсантъ` приобрел крупнейший российский новостной портал – gazeta.ru, активно скупают интернет-сайты холдинг РБК и даже небольшие издательские дома (Entertime, `B2B-Медиа`).
Главной причиной постоянно растущего интереса стратегических и портфельных инвесторов к интернет-активам эксперты называют стремительный рост интернет-рынка: по оценкам ROMIR-Monitoring, аудитория рунета растет на 30% в год, темпы роста затрат рекламодателей в интернете в 2006 году ZenithOptimedia оценила в 80% – до $108 млн без учета контекстной рекламы.
Участники рынка отмечают, что покупка крупного миноритарного пакета Mail.ru южноафриканским холдингом на российском интернет-рынке в целом не скажется. `Крупные российские интернет-порталы уже достаточно большие, имеют сложившуюся аудиторию, и покупка доли в них стратегическим инвестором на сам рынок не повлияет никак,– уверен пресс-секретарь `Яндекса` Михаил Ушаков.– Однако для рунета сделка хороша появлением еще одной объективной оценки стоимости работающих на этом рынке компаний, а это способствует более прозрачному ценообразованию, улучшая инвестиционный климат`.
При этом многие эксперты медиарынка удивлены сделанной оценкой Mail.ru. `Я был уверен, что он стоит в полтора-два раза дороже`,– говорит глава агентства интернет-рекламы Adwatch Лев Глейзер. Примерно также оценивает компанию Руслан Тагиев.
Самое большое значение сделка между Naspers и Mail.ru имеет для глобальных интернет-игроков, полагают эксперты. Лев Глейзер полагает, что после нее такие компании, как Google, Yahoo, Microsoft (владеет порталом MSN), потеряли возможность простым путем занять существенные позиции на российском интернет-рынке по крайней мере в ближайшие три-пять лет. `Приобретение стратегическим инвестором пакета в Mail.ru с учетом того, что Rambler уже куплен `Проф-медиа`, существенно сузило возможность ведущих интернет-игроков`,– соглашается управляющий директор `Ренессанс Капитал` Дмитрий Крюков. Он, как и господин Глейзер, уверен, что создать любой крупный интернет-бизнес без значимой стартовой площадки будет крайне сложно: `Это подтверждает опыт Китая и других развивающихся рынков, на которых преобладают локальные компании`.
Глава РБК Юрий Ровенский добавляет, что у такой нерасторопности глобальных интернет-порталов есть объективные причины. `Стоимость контроля в российских компаниях гораздо выше аналогичных предложений в других странах,– говорит он.– Именно этим объясняется, что мировые интернет-лидеры не оценили должным образом российские проекты на фоне других привлекательных предложений`. В Google и Yahoo от каких-либо комментариев отказались. А директор по маркетингу группы онлайновых сервисов Microsoft Всеволод Леонов сказал, что на потенциал и планы его компании на российском рынке эта сделка никак не повлияет.
ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, АЛЕКСАНДР Ъ-ПЛАХОВ

Top-5 сделок в рунете

#
Дата сделки
Покупатель
Объект покупкиСтоимость
сделки ($
млн)
Особенности11 ноября 2006Холдинг48,8% акций Ramler Media235-300Основные активы Rambler Media Group –года`Проф-Медиа`Groupпоисковая система Rambler.ru,
интернет-СМИ Lenta.ru и провайдер
мобильных услуг SMXCOM. Между продавцом
и покупателем достигнуто соглашение о
приобретении еще 6% акций после
получения одобрения Федеральной
антимонопольной службы223 января 2007Napsters Limited30% акций компании Port.165Port.Ru Inc. владеет развлекательнымгода(США)Ru Inc. (США)порталом Mail.ru322 декабря 2006Издательский домИздательский дом `Секрет40В состав `Секрета фирмы` входитгода`Коммерсантъ`фирмы`интернет-СМИ gazeta.ru430 июля 2000 годаGolden TelecomПоисковая система Aport.25Половина суммы оплачена владельцуru, интернет-каталогпроектов Digital Holdings Corp.Atrus.ru иденьгами, другая половина – акциямиразвлекательный портал
Omen.ruGolden Telecom514 июля 2000 годаGolden Telecom100% компании IT Infoart8,28Основным активом IT Infoart Stars былStarsразвлекательный портал infoart.ru, в
декабре 2000 года интегрированный в
проект `Россия онлайн`Газета `Коммерсантъ`, № 8 (№ 3584) от 24.01.2007

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru