«Мертвые души» разули Смоктуновского

Мертвые души

В 1984 году по телеэкранам страны прокатилась знаменитая птица-тройка Николая Гоголя.

«Мертвые души»
трагикомедия
режиссер – Михаил Швейцер
в ролях: Александр Калягин, Вячеслав Невинный, Иннокентий Смоктуновский, Александр Трофимов, Тамара Носова, Ирина Малышева, Виталий Шаповалов СССР, 1984 г.
пятисерийный телевизионный фильм считается одной из лучших экранизаций Гоголя
сценарий картины написал режиссер Михаил Швейцер сюита Альфреда Шнитке «Мертвые души» игралась с конца 70-х множество раз. 9 июня 1978 года была премьера спектакля Юрия Любимова «Ревизская сказка», где музыка прозвучала впервые. Михаил Швейцер взял музыку Шнитке в свой фильм

Семейно-творческий союз – Михаил Швейцер и Софья Милькина – взялся за экранизацию поэмы Гоголя не раздумывая. Жена и муза, она же второй режиссер, взвалила на себя всю организационную часть, Швейцер – творческую. С исполнителями основных ролей определились сразу: Чичиков – только Калягин, автор, он же Гоголь, – Александр Трофимов.

– Когда я перешел в 1971 году во МХАТ, – вспоминал Александр Калягин, – там еще доигрывали «Мертвые души», я даже собирался идти к Ефремову и давать заявку на Чичикова. Но было уже три исполнителя, четвертым становиться не хотелось. И тут судьба: через несколько лет на Чичикова меня позвал Михаил Швейцер.

Александр Трофимов считает встречу с Швейцером подарком судьбы.

Чичиков в гостях у Манилова...

– Швейцер приехал ко мне, – рассказывает актер, – за чаем мы стали разговаривать, о чем же речь пойдет в картине, о Гоголе, которого я должен был играть. Вот и вся подготовка к съемкам – за чаем поговорили. Такое было доверие ко мне!

Съемки проходили на «Мосфильме» и в Суздале. Экскурсовод Юрий Белов водил по городу студентов Палехского художественного училища. Прогулка подходила к концу, осталось показать Рождественский собор. Вышел из Крестовой палаты на площадь и почти рядом с собором увидел проходящих мимо мужчин. В одном из них узнал режиссера Михаила Швейцера. Подошел, представился, предложил свои услуги. В поисках подходящих особняков и усадеб XIX века вместе с режиссером, оператором, художниками и директором картины объехали все улицы и закоулки. Следующим летом группа приехала на съемки. В массовке снимались местные жители. В Суздале съемочная группа жила в обычной гостинице, особых претензий не было ни к быту, ни к еде. Кроме того, актеры без пафоса общались с местными жителями, давали автографы.

...и у Собакевича

– Когда меня утвердили на роль, – говорит Александр Калягин, – я подспудно был уверен, что все получится. В одной точке сошлось: режиссер, роль, мой жизненный опыт, моя психосистема. Павел Иванович Чичиков меня многому научил. Я практически влез в шкуру этого человека. Чтобы понять свою страну, надо читать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. И Швейцер, как никто, умел открывать актеру именно автора, эпоху, давать ощущение исторического и литературного материала, который стоит за твоей ролью. Он во время съемок буквально заваливал меня книгами, статьями, исследованиями… Сейчас можно признаться, что я успевал прочесть далеко не все. Скажем, Набокова о Гоголе прочел много позже. Но я старался этот недостаток знания компенсировать интуицией, работой. Мне кажется, что Швейцер как раз умел меня заставить пробиться к сути. Ну и партнеры были сказочные: Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Вячеслав Невинный, Инна Чурикова. У всех, с кем я работал в «Мертвых душах», можно чему-то научиться. На озвучивании меня потряс Иннокентий Смоктуновский, игравший Плюшкина. Перед тем как пойти к микрофону, он переобулся в домашние тапочки. Там ведь любой треск слышен: даже если с ноги на ногу переступишь. И профессионал высшей пробы всегда возил тапочки с собой.

Софья Милькина и Михаил Швейцер дружили с Инной Чуриковой и Глебом Панфиловым, они были и соседями по дачам. Когда зашла речь о кандидатуре «дамы, приятной во всех отношениях», кроме Чуриковой никого и не рассматривали. Сама Инна Михайловна вспоминала, что во время съемок ее сын Ваня, которому было лет пять, неожиданно и интересно нарисовал всех персонажей «Мертвых душ».

Дама просто приятная и дама, приятная во всех отношениях

За костюмы в картине отвечала ныне известный художник Нелли Фомина, они со Швейцером земляки – из Перми. Шились платья героев несколько месяцев. Внимание уделялось всему – от фасона до пуговиц. Женские костюмы получились не только красивыми, но и современными, особенно шляпки. И Инна Чурикова, и Лидия Федосеева-Шукшина с удовольствием ходили в этих головных уборах и на съемочной площадке, и по улицам.

Юрий Богатырев сыграл в фильме Манилова. «Мы со Швейцером, – вспоминал Богатырев, – старались отойти от канонического осмысления образа Манилова. Манилов в устоявшемся понимании – человек мечтательный, «сладкий», бездеятельный. Мы же, наоборот, сделали его более активным, но не в совершении каких-то поступков, а именно в своих несбыточных мечтаниях. То есть мы намеренно укрупнили, представили более гротескно те истинно маниловские черты, которые стали сегодня нарицательными». Ролью актер просто упивался.

Из фильма слов не выкинешь

Какой русский не любит быстрой езды?

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если правду сказать, свинья.

Давненько не брал я в руки шашек!

Выражается сильно русский народ!

Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий