Двенадцать козырей Михалкова

Никита Михалков (глава присяжных, слева): ну что, метростроевец, в 17 секунд уложишься?

Фильм «12», получивший «Золотого льва» на Венецианском фестивале, обещает стать кинособытием осени.

Спортзал обычной школы. Один стол. Двенадцать стульев. Двенадцать присяжных выносят вердикт по делу об убийстве восемнадцатилетним чеченским юношей своего приемного отца, русского офицера. Все улики свидетельствуют против обвиняемого, одиннадцать присяжных уже готовы осудить юношу и, выполнив общественную нагрузку, пойти по своим делам. Но один – против. И обсуждение «очевидного дела» затягивается…

Фильм Никиты Михалкова «12» анонсировался как ремейк американской картины Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Но… «Картина Люмета была лишь поводом, толчком для создания нашего фильма, – говорит Михалков. – В ходе работы над сценарием получилось совершенно новое, оригинальное произведение, актуальное для зрителя начала XXI века».

У героев фильма нет имен, на первый план выходят типажи. Так они сидят за столом

12

1. Русский офицер (Никита Михалков) 2. Хирург-кавказец (Сергей Газаров) 3. Совестливый ученый-изобретатель (Сергей Маковецкий) 4. Телепродюсер (Юрий Стоянов) 5. Пожилой еврей (Валентин Гафт) 6. Бизнесмен – строитель-теневик (Виктор Вержбицкий) 7. Демократ (Cергей Арцибашев) 8. Метростроевец (Алексей Петренко) 9. Актер эстрады (Михаил Ефремов) 10. Директор кладбища (Алексей Горбунов) 11. Таксист-националист (Сергей Гармаш) 12. Предприниматель-заика (Роман Мадянов)

Что таит число 12

12 с точки зрения магии чисел – это полный, завершенный цикл, космический порядок, число гармонии сфер. Это число знаков зодиака и месяцев в году, часов дня и ночи. Считается, что двенадцать дней перед Рождеством указывают погоду двенадцати месяцев наступающего года.

12 – сакральное число для многих религий. В иудейской традиции двенадцать врат Небесного Града; двенадцать лепешек на столе храма, изображавших месяцы года; двенадцать колен сыновей Иакова. Христиане помнят двенадцать апостолов. В исламе двенадцать имамов, потомков Али, управляют двенадцатью часами дня. У буддистов в совет далай-ламы входят 12 членов.

12 любимое число и у писателей. Достаточно вспомнить поэму Блока, роман Ильфа и Петрова «12 стульев», поэтический сборник Метерлинка «12 песен»…

Слово актерам Сергей Гармаш и Юрий Стоянов

Сергей Гармаш:
– Роль в фильме Михалков предложил мне, когда в 2006 году мы встретились в Сочи на «Кинотавре». Я, конечно, предложение принял. Тогда он попросил меня по возвращении в Москву посмотреть фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». На этом мои пробы у Михалкова фактически закончились. Прототипа для создания образа я не искал: срисовывать конкретного человека – не мой метод. Мой персонаж – человек со своей правдой. Важно то, что он способен пересмотреть свои взгляды и отказаться от предубеждений.

Юрий Стоянов:
– Мой герой – единственный, кто в течение заседания четыре раза меняет свое мнение, а один раз даже забывает, в какую сторону его изменил. Я приезжал на съемки в 9 утра, уезжал в 2 ночи. А за окнами спортзала всегда светило солнце. Искусственное. О чем, разумеется, тут же забываешь и воспринимаешь его как настоящее. Приходишь в зал – солнце, уходишь – солнце. И так 45 дней подряд!

Сергей Маковецкий

Сергей Маковецкий:
– Я пришел в проект последним и рад, что мне досталась именно эта роль. Она нашла во мне отклик сразу же, когда я еще только читал сценарий. Герой Зиновия Гердта в одной картине мечтал об эре милосердия. Я считаю, что эта эра закончилась, так и не наступив. Может быть, поэтому все так быстро и откликнулись на предложение сняться в картине Михалкова – пора бы этой эре уже начаться. А первый шаг к ней прост – надо всего лишь чуть-чуть внимательнее отнестись к незнакомому человеку.

Так жить можно!

Никита Михалков

На вопросы о фильме ответил режиссер Никита Михалков.

– При подготовке к съемкам вы прочли какую-то специальную литературу о судах, о присяжных?

– Всю нужную литературу я читал еще в детстве. В моей детской комнате были все необходимые книги.

– Много актеров пробовались на роли?

– Когда мы с Моисеенко и Новотоцким писали сценарий, то имели в виду определенных актеров – это были мои козыри. И уже до начала съемок я имел пасьянс «портретов в интерьере», который отлично сложился. Поэтому я приглашал актера на роль, а не на пробы. Конечно, могли быть изменения. Но в принципе все, «под кого» мы писали, и снялись в картине.

– Если в двух словах сформулировать, о чем фильм?

– Фильм не о том, как жить нельзя, а о том, как жить можно и нужно. О том, что надо брать ответственность за свои решения, а не надеяться на кого-то. Я отлично понимаю, что в действительности, если бы юношу оправдали, все довольные бы пошли домой, а не стали заниматься его судьбой дальше, как это сделал мой герой. И чеченского мальчика скорее всего нашли бы через 4 часа в канаве.

Присяжные решают его судьбу

– На какие моменты фильма вы хотели бы обратить внимание зрителя?

– Я бы не хотел расшифровывать какие-то психологические моменты. Я абсолютно убежден, что, если картина хороша, она должна быть интересна, как книга, которую хочется перечитывать и перечитывать. Знаете, я 7 лет не снимал кино. Не потому, что не было денег, я бы их нашел: как говорится, полжизни работаешь на имя, и потом имя работает на тебя. Но я не хотел снимать фильм ни о чем. Когда ты хочешь что-то сказать, надо быть уверенным, что тебя слушают и слышат. Картина «больная» – она о том, что мы говорим шепотом либо вообще не говорим. Но говорить надо: если молчать, проблемы будут просто загоняться внутрь и будет еще хуже. Для меня было принципиально важным показать, что человек не средство, а цель. Нет не важных жизней. Будь ты банкиром или чернорабочим, перед Богом жизни эти абсолютно равнозначны.

– Не было ли у вас желания ввести в состав присяжных женщину?

– Нет, тогда это был бы совсем другой фильм. Кстати, женщин в фильме достаточно. Это и судья, и свидетельница, из-за которой много всего плохого происходит. Эффект присутствия женщины без ее непосредственного появления в кадре сильнее, чем если бы она сидела в кадре за столом.

Кстати

Съемки фильма шли 2 месяца вместо запланированных 5 недель. Редчайший случай: 90 процентов сцен снимали последовательно, по мере развития событий, чтобы актеры не теряли психологический настрой.

«Каждый из актеров считал нужным что-то мне посоветовать, – рассказывает Михалков. – Петренко приносил по 24 страницы собственного текста. Спрашивал: «Нравится?» Я отвечал: «Нравится. Но это все надо уложить в 17 секунд. Сможешь?» Не получалось. Так что в общем и целом придерживались канвы сценария».

Танец с саблями Сергея Газарова

Чеченского юношу Умара сыграл актер-дебютант Абти Магамаев, его младшему брату Абди доверили роль героя в детстве. Оба мальчика занимаются танцами в ансамбле. «Рядом с ними на съемках постоянно находилась их мама. Она очень внимательно следила за точностью передачи в кадре чеченских обычаев. Я прислушивался ко всем ее замечаниям», – говорит Михалков. Сцены, происходящие в Чечне, снимали в Геленджике, в массовках были задействованы местные жители.

Танец с кинжалом в исполнении персонажа Сергея Газарова был прописан в сценарии. «Когда я это прочитал, понял, что должен исполнить его сам, без дублеров. Танцевать я не умел, пришлось несколько дней репетировать», – говорит актер.

Бюджет производства картины составил более 4 млн долларов.

Автора!

Над сценарием фильма Никита Михалков работал вместе с писателями Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким. Для сценаристов, как и для Михалкова, это уже второй «Золотой лев». Режиссер получал венецианскую премию за фильм «Урга – территория любви» в 1991 году. А сценаристы – в 2003-м за картину Андрея Звягинцева «Возвращение». Они также являются соавторами сценария к картине «Утомленные солнцем-2», над которой сейчас работает Михалков.

Парад пристрастий

А вам какой фильм Михалкова нравится?

Игорь Кириллов, диктор:
– «Утомленные солнцем».

Василий Ливанов, актер:
– «Урга – территория любви».

Антон Комолов, телеведущий:
– «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Людмила Хитяева, актриса:
– «Сибирский цирюльник».

Валентин Смирнитский, актер:
– «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».

Юнна Мориц, поэтесса:
– «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Виктор Сухоруков, актер:
– «Родня».

Дмитрий Харатьян, актер:
– «Раба любви».

Инна Макарова, актриса:
– «Утомленные солнцем».

Елена Коренева, актриса:
– «Родня».

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий