В российский прокат 31 мая выходит черная комедия Боба Голдтуэйта “Боже, благослови Америку”
Тучный клерк-неудачник Фрэнк (Джоэл Мюрей) мучим постоянной мигренью, шебутными соседями с постоянно горланящим младенцем-спиногрызом и тупыми американскими телешоу. В своих мечтах он неоднократно уничтожает внешние раздражители.
Однако воплотить навязчивые грезы в реальность ему помогает внезапное увольнение с работы, неутешительный диагноз и отвратительное поведение дочки-эгоистки, живущей отдельно с мамой и отчимом-полисменом.
Кадр из фильма “Боже, благослови Америку”
Хладнокровно пристрелив наиболее отвратительную участницу реалити-программы “Мои сладкие 16 лет”, он пытается свести счеты и с собственной никчемной жизнью. Тут-то на его пути и появляется говорливая и грубая, но чуткая и верная одноклассница убитой Рокси (Тара Линн Барр). Внезапная подружка убеждает унылого суицидня, что если он приведет свой приговор в исполнение, то новостники наверняка объявят его раскаявшимся педофилом. А если продолжить “расстрельный список”, то можно сделать немало полезного и попытаться отрегулировать “культурный баланс нации” в свою пользу.
Так, в числе жертв брутальной парочки появляются доморощенные “мессии”, свиноподобные сластолюбцы и даже хамоватый телеведущий Фуллер, до боли напоминающий своими манерами нашего Владимира Познера. Особого внимания заслуживает сцена расстрела шумных гопников в кинотеатре, которую большинство российских критиков уже занесли в категорию “наболело – нам бы так!” Несмотря на очевидные параллели с фильмами “С меня хватит” и “Бонни и Клайд”, “собака порылась” явно не там.
По сравнению с истеричным героем Майкла Дугласа, Фрэнк может выдвинуть безупречную мотивировку любого своего преступления.
Кадр из фильма “Боже, благослови Америку”
И в отличие от Бонни и Клайда он и его спутница преследуют отнюдь не корыстные цели. Как ни странно, гораздо больше параллелей у фильма Голдуэйта оказывается с… “Лолитой”. Однако и коллизия в “Боже, благослови Америку” выворачивается наизнанку: Фрэнк принципиально отказывается спать с Рокси и убедительно доказывает ей, что педофилия – это всего лишь очередное орудие для манипуляции американскими гражданами.
С одной стороны, “Боже, благослови Америку”, безусловно, можно расценивать как очередную психотерапевтическую “стрелялку” для замученных жизнью интеллектуалов. С другой – фильм явно шире типичной адреналиновой истории, поскольку дает обильную пищу для размышлений. Даже изрядно подкованный в филологии человек с интересом выслушает диалог героев, почему слова “конкретно”, “провокативно” и “суперски” следует навсегда изгнать из своего лексикона. А размышления Рокси о генезисе современного рока будут полезны многим меломанам, склонным к переоценке творчества Мэрилина Мэнсона и группы Greenday.
Хочется, чтобы и в России появилось как можно больше режиссеров с такой всеобъемлющей самоиронией, как у Боба Голдуэйта. Глядишь, тогда бы и наш “культурный баланс” начал бы потихоньку урегулироваться.
Оставить комментарий