Игровой кинематограф начинался с короткометражных фильмов. С них и сейчас начинает любой режиссер. Короткометражное кино – это первый шаг, по которому сразу можно определить, стоит начинающему постановщику идти дальше или лучше заняться чем-нибудь другим.
Александр Пейн (режиссер):“Снимать короткометражный фильм интересно. Здесь имеет значение любой кадр, здесь важно любое слово. И еще это упражнение в экономии”.
Действительно, короткий метр не подразумевает крупных финансовых и временных затрат. А значит, не дает режиссеру возможности размахнуться. Казалось бы, большому мастеру снимать такое маленькое кино резона нет: короткометражные ленты в широком прокате не котируются, и демонстрируются они либо на специализированных фестивалях, либо в узких профессиональных кругах. Но если мастеров соберется много и каждый снимет по короткометражному фильму, то получится один полнометражный. Да еще какой! От своих собратьев он будет выгодно отличаться большим количеством знаменитых имен в режиссерских титрах.
Джоэл Коэн (режиссер, сценарист):“Было что-то интересное или необычное в том, что нас попросили снять короткометражный фильм о Париже (“Париж, я люблю тебя” – прим. ред.) И мы подумали, что в этом что-то есть, какая-то изюминка, что ли… Называйте это как хотите”.
Итан Коэн (режиссер, сценарист):“Когда нам предложили участвовать в проекте “Париж, я люблю тебя” мы сначала хотели снимать на улице – историю про приезжего ковбоя из Техаса. Но потом подумали: у нас есть только два дня на съемку. А если пойдет дождь? Ладно, можно поместить действие в метро, и тем самым обезопасить себя от погодных неожиданностей”.
Уэс Крэйвен (режиссер):“Нужно серьезно работать над сценарием, удалять все паузы из диалогов, кроме самых-самых значимых. А ведь многие актеры любят паузы. Например, фразу: “Джон прыгнул в лодку и уплыл” они произнесут так: “Джон… прыгнул… в лодку…. и…уплыл”. Приходится поправлять: нет, надо быстро: “джонпрыгнулвлодкуиуплыл”! Вот так вот”.
Том Тыквер (режиссер): “Пять минут – это жесткие рамки. И самое сложное – это суметь раскрыть характеры и суть персонажей за столь короткое время. Это очень тяжело”.
Обычно крупным режиссерам предлагают вернуться к истокам, то есть к короткометражкам, по особому случаю. Например, в честь столетия кинематографа, или в связи с трагедией мирового масштаба, или по поводу юбилея крупного международного кинофестиваля, скажем, Каннского. И каждый раз ставят четко обозначенную тему. А это еще одно ограничение, из-за которого короткий метр для уже состоявшегося режиссера – в отличие от дебютанта – становится серьезной проверкой. Но таланту, как известно, сестрой приходится краткость. И настоящий режиссер сумеет изложить свой замысел лаконично, не рискуя при этом лишиться права называться настоящим.
По материалам программы “Синемания”
Оставить комментарий