Приезд учительницы Антонины перевернул спокойную деревенскую жизнь… Популярному фильму исполняется 50 лет
«ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ»
* мелодрама
* Киностудия им. М. Горького, 1957 г.
* по одноименной повести Сергея Антонова
* режиссер – Станислав Ростоцкий
* в ролях: Вячеслав Тихонов, Майя Менглет, Светлана Дружинина, Анатолий Кубацкий, Валентина Телегина и другие
* третья премия на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1959 год)
* в прокате 1958 года – 13-е место (30,5 млн зрителей)
* на съемках фильма Вячеслав Тихонов начал курить. До этого он баловался сигаретами лишь в детстве
* актриса Валентина Телегина, сыгравшая самогонщицу Алевтину, очень переживала, что зритель отождествляет ее с этой отрицательной героиней
Сценарий по своей повести Сергей Антонов писал с мыслями, что главного героя Матвея сыграет актер Сергей Гурзо, который до этого уже прославился ролью Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия». Художественный совет киностудии был не против этой кандидатуры, однако режиссер Станислав Ростоцкий настаивал на другом артисте – Вячеславе Тихонове.
Лучшая роль Тихонова
– Утвердили меня на эту роль с большим трудом, – вспоминает Вячеслав Васильевич. – Худсовет был против, говорили, что внешность у меня не типичная для сельского жителя. Хотя я по происхождению из простой рабочей семьи, учился в ремесленном училище, стоял у токарного станка. Я знал, как сыграть тракториста Матвея, мне этот герой был близок. Ростоцкий все-таки отстоял мою кандидатуру, правда, для съемок мне пришлось чуть-чуть изменить внешность: мне осветлили волосы и выбрили брови, сросшиеся на переносице. Говорили, будто бы такие брови не типичны для деревенского парня. Эта была моя седьмая роль в кино, но первая по значимости: она до сих пор остается моей лучшей ролью.
Среди претенденток на роль учительницы Тони была даже супруга Ростоцкого актриса Нина Меньшикова, но все-таки выбор пал на Майю Менглет – дочь известного актера Театра сатиры Георгия Менглета.
– Я приехала на студию Горького в тот момент, когда шли пробы Вячеслава Тихонова, – рассказывает Майя Георгиевна. – Скромно села в уголочек и стала наблюдать за происходящим. Позднее ко мне подошел Ростоцкий и сказал, что пробу со мной делать не будут, что он уже меня утвердил. Оказывается, Станислав Иосифович наблюдал со стороны то, как я реагирую, как смотрю на Тихонова, и понял, что такая Тоня и должна быть в фильме.
Ларису – дочь председателя колхоза – режиссер выбирал между Нонной Мордюковой и Людмилой Хитяевой. Однако после долгих раздумий Ростоцкий все же утвердил красавицу Светлану Дружинину, которая уже была известна по фильму «За витриной универмага». Ходили слухи, что попала актриса в фильм из-за своего романа с Тихоновым.
– Конечно, никакого романа у нас не было, – смеется Светлана Сергеевна. – Со Славой Тихоновым мы не были знакомы до съемок, хотя во ВГИКе учились у одних преподавателей, только в разные годы.
Избы для съемочной группы
Натурные съемки проходили вблизи города Клина: в одной деревне снимали на полях, в другой – в сельском клубе, в третьей искали местных жителей для массовки. Все члены съемочной группы, в том числе и актеры, жили в избах по несколько человек. А вот Вячеславу Тихонову выделили для проживания отдельную избу – иногда к нему приезжала его супруга Нонна Мордюкова. Специально, чтобы актеры прочувствовали своих персонажей, Ростоцкий заставлял их ходить только в деревенской одежде, в которой они и снимались.
– В тот период я параллельно репетировала с Олегом Ефремовым в дипломном спектакле Школы-студии МХАТ, – вспоминает Майя Менглет. – Приезжаю на репетицию, а Ефремов мне говорит: «Что-то ты как-то робко стала играть, застенчиво…», а на съемках Ростоцкий наоборот говорил: «Почему ты такая бойкая сегодня?» Просто эти героини были разными, и я иногда путала их характеры… После выхода фильма мы проснулись, как говорится, знаменитыми. Иду я утром от дома к театру, и везде висят плакаты, где я лежу в постели и слушаю знаменитое «Огней так много золотых…».
Любовь к женатому
Песни, которые потом так полюбились зрителю, для фильма написали композитор Кирилл Молчанов (отец телеведущего Владимира Молчанова. – Прим. «Телесемь») и поэт Николай Доризо.
– Помню, когда я написал «Огней так много золотых…», никто из композиторов не хотел сочинить музыку на эти стихи, – вспоминает Николай Константинович. – Мне говорили, что песня эта аморальная, ну как можно полюбить женатого?! Поэтому я вовсе не вспомнил про этот текст, когда приступил к работе над фильмом. Мы уже написали с Молчановым «От людей на деревне не спрятаться», и вдруг меня осенило: «Огни» должны быть в этом фильме!
Фильм восемь месяцев пролежал на полке: цензоры посчитали, что в нем неправильно показывается жизнь колхозников. Потом отпечатали всего лишь десять копий для показа в узком кругу. Однако после многочисленных восторженных откликов зрителей, в том числе и партийных руководителей, которые любили смотреть новые советские фильмы у себя на дачах, фильм решили показывать и в кинотеатрах. Режиссер Станислав Ростоцкий стал получать многочисленные письма с просьбой сделать продолжение картины, чтобы Тоня все-таки соединила свою судьбу с Матвеем. Однако авторы фильма от продолжения отказались.
споемте, друзья!
«Огней так много золотых…»
Слова Николая Доризо
Музыка Кирилла Молчанова
Огней так много золотых
На улицах Саратова,
Парней так много холостых,
А я люблю женатого.
Эх, рано он завел семью –
Печальная история.
Я от себя любовь таю,
А от него – тем более.
Я от него бежать хочу,
Лишь только он покажется.
А вдруг все то, о чем молчу,
Само собою скажется?
Его я видеть не должна,
Боюсь ему понравиться.
С любовью справлюсь я одна,
А вместе нам не справиться.
из фильма слов не выкинешь: * Думаете, я не понимаю, что вы хотите из меня эскимо сделать?
* Задаром одни дураки работают!
* Мы установили, что может быть сон без сновидений, но не может быть сновидений без сна!
* Я ее на зимовку услал!
* У нас сроду так: как разгонятся одного хвалить, так и хвалят не притормаживая.
* На вид некрепкий, а обнимет – сердце заходится!
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм