Николай Гоголь всю жизнь побаивался женщин, потому что считал их ведьмами. А ведьма в гневе страшна… 40 лет назад на экраны вышел фильм «Вий».
«ВИЙ»
*фильм ужасов
*режиссеры: Константин Ершов, Георгий Кропачев, Александр Птушко
*вролях: Леонид Куравлев, Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Вадим Захарченко, Петр Векслеров
*СССР, «Мосфильм», 1967 г.
*в прокате 1968 года фильм посмотрели 32,6 млн зрителей. «Вий» занял «счастливое» 13-е место в годовом рейтинге
*эпизодическую роль бурсака в фильме сыграл Борислав Брондуков, но в титрах актер не значится
*это вторая экранизация повести Н. Гоголя. Первой была короткометражная немая лента «Вий», снятая режиссером Василием Гончаровым в 1909 году
*на съемках сожгли несколько тысяч толстенных свечей, заказанных в церковных мастерских Загорска
*в фильме было задействовано 9 черных кошек, 50 ворон, 3 ручных филина и 15 летучих мышей
*в феврале 2006 года на Украине, в Ивано-Франковской области, сгорел храм Пресвятой Богородицы, построенный в 1943 году, – церковь, с которой делались декорации на «Мосфильме»
*За экранизацию повести Гоголя в 60-х годах брались дважды. Сначала на Западную Украину отправились начинающие режиссеры Константин Ершов и Георгий Кропачев. Материала привезли много, но фильм не получался. Отснятое оценил руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев – посчитал, сколько денег потрачено, и решил спасать картину. «Реаниматором» стал Александр Птушко – признанный сказочник, мастер спецэффектов.
–УАлександра Лукича тогда уже был огромный опыт в создании сказочных картин, таких как «Илья Муромец», «Руслан и Людмила», – рассказывает дочь режиссера, Наталья Птушко. – Он переработал сценарий и придумал множество трюков – от летающих гробов до эффектного хождения Варлей вокруг заколдованного круга. Знаменитая «трясучка ведьмы от злости» – тоже изобретение Птушко. Это сделано вибромашиной. А кровавую слезу Панночки снимали так: сначала текла обычная слеза, а потом делали стоп-кадр и подкрашивали каплю красной краской. Шабаш Панночек
Если к исполнителю роли философа – Леониду Куравлеву – у нового худрука не было претензий, то с красавицей ведьмой пришлось помучиться. Сначала на роль Панночки пригласили киевскую актрису Светлану Коркошко. Потом новый режиссер назначил пробы Александре Завьяловой (Пестимея из «Вечного зова»). Но актриса вскоре отказалась от роли: этого потребовал ее поклонник, режиссер Резо Эсадзе. Пырьева уже начала раздражать чехарда с актрисами, когда Птушко обратил внимание на гимнастку-эквилибристку Наталью Варлей – ее опыт должен был пригодиться в картине со сложными трюками. «Безусловно, решиться на съемки в этой картине можно было только по молодости, – рассказывала актриса много лет спустя. – Гроб стал моим основным рабочим местом, которое я занимала в начале рабочего дня и покидала только в конце смены. Летать под куполом студии, стоя во весь рост, было жутко, ведь я всегда боялась высоты».
«Полетный» гроб был подвешен на шести металлических струнах к потолку. В основание вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к которому пристегивали актрису. Однажды гроб в очередной раз несся по кругу, актриса не удержала равновесия и камнем полетела вниз. Ее подхватил Куравлев. Актриса тогда обошлась без единой царапины.
Нечисть и живность
В киностудии выстроили церковь, которую собирали по бревнышку. Режиссер лично контролировал, чтобы бревна были трухлявыми и гнилыми. «Ветхий вид церкви придали с помощью паутины и разросшихся по углам зеленых мхов. – вспоминал художник-постановщик Николай Маркин. – Из полимерных нитей сплели километры паутины. Кругом стояли вентиляторы – поддували ее, чтобы она колыхалась».
Благодаря художнице Сарре Мокиль, создавшей костюмы нечисти, в фильме появились многоносые, вислоухие, слепые упыри и вурдалаки. Устрашающие маски для пущего эффекта доверили не обычным актерам, а карликам. Ассистенты Птушко по всей Москве собирали лилипутов. Когда новоявленных актеров загримировали, режиссер остался доволен адским племенем.
Костюм для главного злого духа – Вия мастерили из нескольких слоев мешковины. На один слой накладывали другой, «украсили» получившийся скафандр гипсовыми корнями и ветками. Костюм Вия весил около восьмидесяти килограммов. Под камеры его по очереди выносили спортсмены-тяжелоатлеты. А веки Вию веревочками поднимали два техника.
В «Вие» снималось много животных. Ворон, которые с треском вылетают из окон церкви, ловили прямо на «Мосфильме»: днем птицы попадали в силки, а вынимали их оттуда только ночью – чтобы их вольные сородичи не насторожились.
Но больше всего возились с черными кошками. На них надевали шапочки с рожками и заставляли прыгать с возвышения – а операторы снимали тени «рогатых кошек» на стене.
P.S.После съемок фильма было рассказано немало историй о болезнях и несчастьях, преследовавших его создателей. Где правда, а где суеверный домысел, теперь сказать трудно. Но слухи не уменьшили интереса к сюжету Гоголя. Сегодня еще два режиссера пересказывают на свой лад повесть о Вие. В конце 2006 года на экраны вышла картина «Ведьма», где Панночку сыграла Евгения Крюкова. А осенью нас ожидает премьера ленты «Вий» с Панночкой Ольгой Зайцевой.
Говорят, что…
*лысеть Леонид Куравлев начал после роли Хомы Брута, так как целый год съемок ему пришлось проходить в «бурсацком» парике;
*Наталья Варлей до сих пор считает, что согрешила, согласившись играть ведьму. По слухам, практически после съемок актриса слегла с тяжелой болезнью, ее преследовали несчастья и болезни близких людей. Спустя несколько лет после выхода фильма, когда заболел ее сын, актриса приняла крещение и покаялась;
*за полгода, которые в павильоне «Мосфильма» простояла церковь Панночки, рабочие старались обходить ее стороной. Туда не забегали даже крысы – случайно забытые продукты оставались нетронутыми. Хотя, возможно, крыс отпугивал запах 9 черных кошек, снимавшихся в фильме;
*когда готовился знаменитый кадр с падающим из-под купола громадным светильником, оборвался страховочный трос, и громадная люстра только чудом не задела стоявшего под ней художника Николая Маркина;
*по слухам, Александра Завьялова в роли Панночки ужасно себя чувствовала и постоянно болела. Спустя несколько лет после съемок актриса оказалась в психиатрической клинике;
*через 9 лет после выхода картины умер оператор Федор Проворов (это был его последний фильм), а еще через 9 лет – режиссер Константин Ершов.
из фильма слов не выкинешь
*Ну, выпил лишнее, вот и показывается страшно.
*Поднимите мне веки! Не вижу!
*Панночка померла!
*Пусти, бабуся, переночевать. Сбились с дороги. Так в поле скверно, как в голодном брюхе.
*Я знаю этих философов и богословов. Если таких пьяниц начнешь принимать, то и двора скоро не будет.
*А брика знатная! Тут бы только нанять музыкантов, то и танцевать можно.
* И матери не знаю. По здравому рассуждению, конечно, была мать; но кто она, и откуда, и когда жила – ей-богу, добродию, не знаю.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм