«Чартова дюжина» назвала лучших рок-артистов

7 марта в «Олимпийском» традиционно прошла церемония вручения ежегодной российской музыкальной премии в области рок-н-ролла «Чартова дюжина», которая три года тому назад выросла из одноимённого хит-парада «Нашего радио».

В этом году премия проходила в непростых условиях кризиса, причём не только финансового, но и музыкального, и поэтому все с интересом ждали, сможет ли церемония убедить слушателей в том, что в отечественном роке всё ещё не так уж и плохо.

Прошедший год был тяжёлым для российского рок-н-ролла: распадались команды, срывались записи дисков, резко снизилась посещаемость концертов, и даже многие топовые исполнители, имеющие многолетние ротации, из клубов-тысячников были вынуждены «переехать» на более скромные концертные площадки.

Что-то непонятное происходило и с самим «Нашим радио», которое полностью закрылось от новых имён. Не обошёлся без потерь и хит-парад «Чартова дюжина»: в апреле прошлого года его покинула ведущая Раиса Ивановна Шабанова, с уходом которой передача потеряла свой шарм и приятный интеллигентный привкус.

Однако сама церемония, скорее, удалась, чем не удалась. Вели её в этот раз не ди-джеи «Нашего радио» (что избавило слушателей от их своеобразного юмора), а Пелагея и Максим Леонидов. Дуэт получился довольно спорным: Пелагея казалась несколько фальшивой в своём добродушии и позитиве, а Максим Леонидов, наоборот, холодным и сухим, но в целом они не вызывали у зрителя никакого отторжения.

Свободных мест в «Олимпийском» почти не было, правда, в этот раз билеты на боковые трибуны даже не продавались, поэтому, несмотря на аншлаг, эта «Чартова дюжина» собрала меньше зрителей, чем в предыдущие годы.
Сцену поделили на две части, и оснастили множеством экранов

Нельзя говорить о том, что шоу чем-то удивило. Оно было не таким ярким, как в первый год, без спецэффектов и пиротехники, без оркестра и нескольких сцен, но при этом получилось качественным и очень приятным. В этот раз решили обойтись без лишнего пафоса и громких имён вручантов, что сделало церемонию более тёплой и менее академичной: не было никаких конвертов и того наигранного волнения, которое сопровождает их открытие на других премиях, а сами победители выезжали в металлическом каркасе, который пролетал над сценой.

Разочаровал звук. Не сказать, чтобы он был очень плохим, но на многих песнях звучал настолько резко, что неприятно резал слух. У «ДДТ», «Мумий Тролля» и «Короля и шута» невозможно было разобрать слов, а Хелависа, отличающаяся чистотой и красотой вокала, из-за плохо отстроенной техники звучала с небольшой хрипотцой. На выступлении ДДТ, открывавших церемонию, не самым лучшим был и свет, который блуждал по пространству всего стадиона, отвлекая внимание от группы, и неприятно бил по глазам зрителей трибун. Но потом ситуация изменилась, и хоть нельзя сказать, что свет был каким-то необычным, однако отличался разнообразием и был подобран отдельно под выступление каждой группы.

Открывала церемонию группа «ДДТ». По традиции концерт начался ровно в шесть часов вечера, когда ещё примерно треть слушателей находилась на улице. Юрий Шевчук вновь отказался от старых хитов, но зато его сет получился очень идеологическим и политически острым: «Родившийся этой ночью», «Зверь», «За тобой пришли», «Напиши мне, напиши». А перед тем, как исполнить песню «Мама, это рок-н-ролл», Юрий Шевчук произнёс речь, и, пожалуй, это было главное, что напомнило зрителям о том, что они находятся всё-таки на вручении рок-премии. Шевчук заявил о том, что когда-то ему и в кошмарных снах не могло присниться, во что превратится русский рок; отрёкся от рокеров, выступающих в клубах со стриптизом на шестах и поддерживающих «ментовскую власть». «Какие песни вы будете петь, – в такой стране будете жить, – заключил он. – Рок – это не тогда, когда всё хорошо. Рок – это тогда, когда что-то плохо».

Юрий Шевчук наглядно продемонстрировал, что такое «ментовская власть» в России

Больше же никто из тех, кто выходил на сцену, не позволял себе ничего острого, безумного, свободного. Даже «Король и шут», который вроде бы дурачился на сцене, выглядел вполне себе прилично. Горшок перестал экспериментировать с внешностью, был аккуратен, причёсан, не строил гримасы вурдалака. Это был отрыв, но отрыв какой-то сдержанный, осторожный.

«Кипелов» попытался напомнить о том, что здесь играют рок, исполнив идеологическую «Волю и разум», но современному поколению эта песня непонятна. Она из другого времени, и, как ни пытался Валерий Кипелов заставить зал петь, слов зрители не знали. Зато охотно подпели «Беспечному ангелу», а песни «Грязь» и «Встань, страх преодолей» стали сюрпризом для поклонников русского хэви, потому что услышать их на концертах можно не так уж и часто.

Сергей Михалок пытался читать свои провокационные стихи, но назвать их провокацией трудно, потому что они звучат на каждом концерте и одинаково. К ним уже успели привыкнуть. Они уже никого не шокируют. Свой концертный сет «Ляписы» отыграли чисто, весело, задорно. Песню «Капитал» зал встретил оглушительным визгом.

«Мельница» удивила исполнением «Богини Иштар» в необычной компиляции с «Болеро» Равеля и White Rabbit легендарной Jefferson Airplane, а Александр Ф. Скляр представил песню со своего будущего нового альбома. В остальном же все номера были довольно предсказуемы, хотя не отличались «хитовостью». Сюрпризом стало незаявленное выступления Святослава Вакарчука, который исполнил в акустике песню из проекта «Соль». Вообще, на этот раз церемония получилась какой-то международной: молдаване «Zdob si Zdub», прибалты «Brainstorm», белорусы «Ляпис Трубецкой», украинец Святослав Вакарчук, проживающая за границей Хелависа. И это всё – русский рок.
«Brainstorm» получил приз за лучший видеоклип «Волны»

Непонятно, зачем выпустили на сцену Максима Леонидова с одной-единственной песней, да ещё и после выступления «Короля и шута» и «Кипелова». После того, как его объявили, зрители потянулись к выходу. Кстати, Максим Леонидов победил в номинации «Поэзия», и не совсем понятно, кто же тогда за него голосовал, если его выступления не вызвало никакого интереса у слушателей.

Прошлые «Чартовы дюжины» проходили по принципу: не приглашать одну группу дважды. Исключение делалось только для «Пилота», но уже на третий год группы «кончились», что говорит о довольно узком репертуаре «Нашего радио» да и всего русского рока в целом: имён много, а достойных нет. Хотя очень приятно было увидеть на большой сцене группу «Танцы минус», которая давно не появлялись на площадках такого уровня. Но их выступление оказалось каким-то бледным и однообразным.

Отдельное место в сет-листе заняли победители проекта «Соль», в рамках которого и неизвестные исполнители, и звёзды отечественной рок-сцены записали русские народные песни в современном звучании. Проект получился довольно спорным: кому-то он может показаться просветительским, а кому-то – глумлением над традициями. Победителям этого проекта и номинации «Взлом» позволили спеть по одной песне, и если у московской группы «Zveroбой» выступление получилось по энергетике достойным стадиона, то Евгения Максимова усыпила весь зал скучным и невнятным исполнением песни «Клён ты мой опавший».

Что же касается самих номинаций, то к ним, видимо, интереса было меньше всего. Не создавалось впечатления того, что зал болел и переживал. Несмотря на то, что «Наше радио» упрямо позиционирует «Чартову дюжину» как главную рок-премию страны, большинство слушателей воспринимает её как фестиваль, не обращая внимании на награды.

Несмотря на то, что «Наше радио» упрямо позиционирует «Чартову дюжину» как главную рок-премию страны, большинство слушателей воспринимает её как фестиваль, не обращая внимании на награды»

TVCenter.ru
Добавить комментарий