В Воронеже именитый пианист признался, что думам о красе ногтей предпочитает чтение.
Два дня провел пианист Денис Мацуев в Воронеже. Президент международного благотворительного фонда «Новые имена» выступил на сцене филармонии вместе с Воронежским Молодежным Симфоническим оркестром и вручил четыре стипендии молодым музыкантам. Поощрения из рук прославленного пианиста получили Анастасия Тимошенко, Сергей Селезнев, Игорь Андросов и Марк Щербань. Перед выходом на сцену Денис Мацуев пообщался с журналистами.
– На встрече с воронежским губернатором Алексеем Гордеевым, когда обсуждалась грядущая реконструкция филармонии, вы сказали, что главное – чтобы звучание потом в филармонии было правильным…
– У нас вообще не делалось концертных залов в последнее время, это первые начинания. А беда всех наших залов в том, что в последнюю очередь думали об акустике. Хотя если это зал для классической музыки, именно это должно быть на первом месте! Есть столько загубленных зданий, когда только с виду все красиво…
Есть столько загубленных зданий, когда только с виду все красиво…
– Погуляли по Воронежу?
– Я люблю ваш город. Я играл здесь за месяц до конкурса Чайковского с вашим оркестром, и многие тогда мне предрекали первое место – накаркали, в хорошем смысле слова. Ваш город – талисман для меня. Я помню вашу публику и атмосферу в филармонии. …В этот раз я прогулялся, несмотря на морозную погоду. Я сибиряк – люблю мороз. Хотя немножко от него отвык. И потрясающая публика здесь! Мне встречались люди, которые были на вчерашнем концерте и говорили теплые слова.
О публике хочу несколько слов сказать. Я вчера получил такое удовольствие! Я был поражен зловещей тишиной в зале. Несмотря на то, что были приглашенные – люди, которые не часто ходят на классическую музыку – при этом в зале была уникальная концентрация. Я получил такое огромное удовольствие, не представляете! Ни в каждом зале мира есть такая удивительная атмосфера. Я не говорю о том, что выключили телефоны и хлопали между частями, это понятно. Об этом даже речи не было. Но такое понимание и проникновение в музыку было вчера – это дополнительный стимул, когда ты понимаешь, что можешь управлять паузой. Когда зал замирает, и ты чувствуешь энергетику зала, который тебя слушает в гробовой тишине. Это дорогого стоит. Могу сказать публике «Браво!».
– Денис, как думаете, почему за рубежом классическая музыка больше востребована, чем в России?
– Я бы не сказал так. В каждом регионе, в каждой стране – по-разному. Не могу сказать, что в России классическая музыка меньше востребована. В России идет огромный поток слушателей. Не хватает даже концертов! Классическая музыка обречена существовать во все времена. Кто говорит, что она умирает, не думаю, что они правы. Это музыка обречена, чтобы она звучала в залах, и она никогда не иссякнет, потому что это вечная музыка. Проблема в том, что другая музыка заполонила экраны и газеты – это злополучный шоу-бизнес, деньги. Я много раз об этом говорил, ничего хорошего в этом нет.
– Многие актеры мечтают об «Оскаре», по аналогии музыканты – о «Грэмми». Вы мечтаете о «Грэмми»?
– Я был номинирован на «Грэмми», и дело не в этом. Но у музыкантов это не гарант качества, поверьте. Такой приятный штрих, который может быть, а может его никогда и не быть. У Рихтера не было «Грэмми».
– Денис, вы много ездите по миру. Нет желания перебраться куда-то из России?
– Абсолютно нет. Я в России и так бываю пару месяцев в году. И никогда от сюда не уезжал. Я очень люблю дом, но практически живу всегда в самолете. Мне нравится этот стиль жизни, хотя конечно иногда хочется побыть дома. Но когда видишь такие залы, как Воронеж…
– Не хочется остепениться? Семью завести?
– Пока я получаю настолько уникальный драйв от этого всего, просто очень сложно из этого состояния выйти.
настолько – Вы говорили в интервью о сценотерапии и о том, что она особенно ярко проявляется, когда в зале женщины. Вы влюбчивы?
– Безусловно.
– Какие вам девушки нравятся?
– Невозможно сказать – мне нравятся блондинки или брюнетки. Потому что есть химия – это то же самое, когда ты выходишь на сцену и ощущаешь контакт с залом. То же самое с девушкой.
– Может она быть далекой от культуры?
– Конечно – я считаю, что неважно, в каком цехе она будет, была или есть. Самое главное, чтобы это был самодостаточный человек. Я очень не хочу, чтобы моя будущая муза принесла себя в жертву, как многие об этом думают. Дескать, концертирующий известный музыкант, у него должна быть вторая половина, которая полностью бы посвятила ему жизнь: была и нянькой, и гейшей, и всем, что только можно… Нет! Я бы этого не хотел. Хотел бы иметь в жены самодостаточную личность, которая занимается своим делом. И жертвы должны быть обоюдные.
. Хотел бы иметь в жены самодостаточную личность, которая занимается своим делом. И жертвы должны быть обоюдные
– Хотите поздравить женщин с наступающим 8 Марта?
– Сделаю это с удовольствием, потому что женская энергетика передается мгновенно из зала, и та теплота, тот взгляд, щемящий женский, бесценны. Я понимаю, что многое в России держится до сих пор на женщинах, потому что у нас уникальные женщины. Их больше и, может быть, они мудрее мужчин. Я бы сказал так. Во все времена русская женщина была уникальной, а сейчас, мне кажется, дефицит на настоящих мужиков. Когда прихожу в спортивный клуб (у меня есть абонемент) и когда я вижу мужика, который смотрит на свой педикюр, маникюр, очень много накладывает крема, потом выбривает все места – причем это люди нормальной ориентации – мне становится страшно. Этих мужчин называют, кажется, метросексуалами, я их не понимаю. Я думаю, что женщинам тоже не нравится такой тип мужчин, потому что мужик должен быть мужиком. Конечно, он должен хорошо выглядеть, но не доходить же до маразма.
– Вы желаете женщинам настоящих мужчин?
– Мужчин, и мужиков, в хорошем смысле этого слова. Я родился в Сибири, а там с этим все в порядке, я всегда был благодарен родителям, что они меня с детства во всех отношениях правильно сориентировали.
– Есть ли афоризм, с которым вы идете по жизни?
– Все будет хорошо! И поменьше метросексуалов.
– Вы много читаете. Что из последнего прочитанного вам особенно понравилось?
– В последнее время очень люблю читать переписки или письма. Допустим, Чайковского с Надеждой фон Мекк. Они недавно были опубликованы. А письма Прокофьева – это вообще сенсация. Не только для музыкантов полезно прочитать. Я люблю перечитывать Чехова. Чехов всегда со мной. В любой поездке он мне приносит особое настроение. Я обожаю Хармса. Он всегда тоже со мной. В последнее время очень интересно творчество Набокова, ну и, конечно, стихи Бродского, которые ты перечитываешь и понимаешь, насколько это уникальные творения. Так с любым шедевром – ты к нему возвращаешься и понимаешь, как много ты оттуда не копнул еще. В этом и заключается уникальность живописи, литературы, кино и музыки. В каждом выступлении можно искать такие глубины, о которых раньше не догадывался.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм