Фестиваль «Манящие миры» проедет от Москвы до Гагры

Единственный в стране кочующий фестиваль коренных народов «Манящие миры. Этническая Россия» стартует 9 августа – в Международный день коренных народов мира – в Москве на площади Революции.

VI всероссийский фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия» пройдет 9-23 августа по маршруту: Москва – Ростов-на-Дону – Краснодар – Сочи – Адлер – Лазаревское – Гагра.

В московской программе с 17.00 в чуме будут представлены традиционные ремесла, предметы быта и игры коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В 18.00 на сцену выйдут артисты Камчатки, Чукотки, Ямала, Таймыра, Эвенкии, Горной Шории. В 19.00 – экспериментальный проект “Под бубен вечного аргиша”. Хореограф-постановщик – Олег Ролев (Ямал). Художественный руководитель – народный артист России, лауреат премии правительства РФ Иосиф Жуков.

“Под бубен вечного аргиша” – первый в истории страны межрегиональный проект, объединивший культуры коренных народов России. В 2009 г. он был представлен в 6 городах России. В нынешнем году география расширится: программа будет представлена еще и в Абхазии – в Гаграх

Программа фестиваля:

9 августа 16.00 – 20.30 Москва, пл. Революции
10 августа 17.30 – 20.30 г.Ростов-на-Дону, ул.Б.Садовая, 45, парк им.Горького
11 августа 17.30 – 20.30 г.Краснодар, ул.Трамвайная, 2, парк “Солнечный остров”
13 августа 19.30 – 21.00 Сочи, п.Вардане, площадка у кафе “Амина”
14 августа 20.00 – 22.15 Адлер, ул.Ромашек,1, Адлерский парк культуры и отдыха
15 августа 19.00 – 20.30 Лазаревское, ул.Победы, 28, Лазаревский центр нац.культур
16 августа 19.00 – 20.30 Сочи, ул.Егорова, 1, парк “Ривьера”, “Зеленый театр”
17 августа 19.00 – 21.00 Гагра, городская концертная площадка
18 августа 20.00 – 21.30 Адлер
20 августа 20.00 – 21.30 Адлер, курортный городок

Коренных народов в России 45. Их общая численность около 300 тысяч человек. Живут они на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке – на стойбищах, в факториях, поселках. Численность отдельных народов достигла критической черты: менее 2000 человек насчитывают кеты, нганасаны, саамы, юкагиры, менее 1000 – алеуты, негидальцы, орочи, тофалары, челканцы, чулымцы, менее 500 – ижорцы, тазы, ульты, энцы. А кереков на всей Земле осталось 8 человек! Однако культура этих народов, формировавшаяся в значительной степени как способ спасения, сохранилась и имеет огромное общечеловеческое значение как в духовном, культурно-образовательном плане, так и в плане остро актуальной проблемы формирования толерантности в стране.

Аргиш – почти единственное слово, присутствующее в языках практически всех народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. В буквальном смысле оно означает караван из нескольких оленей, летом — вьючных, зимой — запряженных в нарты. Но философское значение слова гораздо шире. Это и тщательные сборы в длительное кочевье. И тысячекилометровые переходы по бесконечной заснеженной лесотундре. И перебор оленьих копыт в быстром беге, и звон бубенцов, и крутизна перевалов, и шум тайги. Это жизненный путь северного человека. Аргиш – это и становление быта и традиций, и формирование культуры. Это и день вчерашний, с протяжной песней на всю ночь, и день сегодняшний, с обозом из снегоходов и кино в чуме.

Об участниках:
Корякский фольклорный ансамбль «АНГТ» («Праздник») (п.Палана, Камчатский край)

Корякский фольклорный ансамбль «Ангт» (по-корякски «Праздник») создан в 2001 году. Репертуар «Ангта» составляют танцы, песни, обряды коренных малочисленных народов Камчатки и Корякского округа – коряков, ительменов, эвенов. Концертная программа ансамбля – фееричное зрелище. Уникальный фольклор корякской земли в сочетании с достижениями национальной хореографии, подкрепленный профессиональной сценографией позволяет коллективу служить визитной карточкой не только Камчатки, но и всей России. При постановке многих номеров были использованы характерные движения оленеводов, рыбаков, сборщиков ягод и кореньев, выделывателей шкур, которые представляют ценность как образец этнографически чистой, аутентичной культуры северян.

Создатель и руководитель ансамбля – народный артист России Иосиф Иннокентьевич Жуков

Ительменский фольклорный ансамбль «ЭЛЬВЕЛЬ» (п.Ковран, Камчатский край)

Эльвель – это вулкан, который виден из поселка Ковран, и одна из самых красивых легенд Севера.

Начавшийся с театрализованной постановки «Эльвель» и взявший себе это имя, ансамбль в течение 40 лет вырабатывал выразительный стиль своеобразного представления ительменской культуры. Ительмены – одна из ветвей индейцев племени Тлинкиты. Танцы ительменов – это отражение их жизни, наполненное звуками дикой нетронутой цивилизацией природы.

В программу «Эльвеля», кроме аутентичных мелодий и танцев, органично включаются фрагменты современной жизни коренного населения: сцены охоты, рыбалки, мотивы тесных взаимоотношений людей с окружающей природой, и особенно – с морем. Танцы сопровождаются голосовыми импровизациями. Большое значение уделяется звучанию древних музыкальных инструментов – флейт (коон), жужжалок, бубнов. В номерах, носящих смешанный ительмено-русский характер, используются заимствованные из русской культуры фольклорные мотивы и музыкальные инструменты.

Академик Власиль Казначеев отметил, что танцы ительменов – эталон для всех народов российского Севера.

Директор – Лидия Кронидовна Кручинина.

Национальный ансамбль танца «СЫРА’СЭВ» (Снежинка») (г.Салехард, Ямало-Ненецкий автономный круг)

Ансамбль «СЫРА’СЭВ» (Снежинка») – визитная карточка Ямало–Ненецкого автономного округа. И она за 45-летнюю историю ансамбля многократно была представлена на лучших сценах страны и за рубежом – во Франции, Италии, Германии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Испании, Финляндии, Японии, Китае, Корее.

В репертуаре коллектива около 40 хореографических постановок, отражающих самобытную культуру коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, – ненцев, ханты, манси, селькупов, коми (обрядовый танец “Сенга-Коця” («Колокольчик»), ритуальный танец “Таларава” («Загон песцов»), “Тарпяв” (“Танец полярных крачек”), “Аргиш” («Караван»), “Кабэвки” (“Весенние игры куропаток”), «Моржи», «Янгця» («Палочки для выбивания снега»), «Харёґґ» («Журавли»), «Яркулава» («Ловля оленей»), «Парнэко» («Ведьмочка»).

Художественный руководитель – Олег Эмильевич Ролев.

Национальный фольклорный ансамбль песни и танца народов Севера «ЧУКОТКА»

Национальный фольклорный ансамбль песни и танца народов Севера «ЧУКОТКА» создан в 2000 году, в городе Анадыре. Традиционное искусство северных народов, является основой ярких и колоритных песенно-танцевальных образов, создаваемых артистами ансамбля. Все танцы исполняются в сопровождении живого голоса под аккомпанемент чукотского бубна (ярара) и варгана (ванна ярара).

Уникальный вид чукотского горлового пения – «похрип» – отражает неповторимость древней культуры Чукотки.

Уникальные национальные костюмы и реквизит, созданы народными мастерами Чукотки и являются подлинными произведениями прикладного искусства. Костюмы мужчин и женщин изготовлены из шкуры северного оленя, украшены мехом полярной лисы, бисерными розетками.

В составе ансамбля есть мастера национальных ремесел, мастер резьбы по кости (клык моржа), мастер по пошиву национальных украшений и сувениров из кожи и меха.

Артисты ансамбля «ЧУКОТКА» демонстрировали свое мастерство зрителям Аляски, Канады, Гренландии, Бельгии, Нидерландов, Франции, Китая, представляли свое творчество в десятках городов России. Ансамбль неоднократно становился лауреатом и дипломантом многих российских и международных фестивалей. В феврале 2007 г. в Сочи представлял российскую этническую программу Международному олимпийскому комитету.

Основатель и руководитель ансамбля «ЧУКОТКА» – Игорь Александрович Кузьмин

Вокально-хореографический ансамбль «ХАРП» («Сияние Севера») (п.Караул, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)

Ансамбль «Харп»– один из самых юных участников фестиваля. В его репертуаре – танцы народов, проживающих на Таймыре – ненцев, долган, эвенов.

Ансамбль еще ищет свой путь, экспериментирует, стремится к новым творческим союзам. Но именно желание представлять культуру своего народа, постоянный поиск и неуемная энергия вызывают уважение и коллег, и зрителей.

Художественный руководитель – Юлия Бычева

Фольклорный ансамбль «ТОРАМА» (г.Саранск, Республика Мордовия)

…И перед тем, как оставить грешный мир, древний вождь мордовских племен эрзя и мокша Тюштя собрал свой народ и сказал: «Я оставляю после себя трубу, тораму. Она поможет вам объединиться, если случится беда и племена поссорятся. Трубите в эту трубу, я услышу и приду к вам на помощь», – гласит древнее предание.

Фольклорный ансамбль «Торама» создан Владимиром Ромашкиным в 1990 году в столице Мордовии Саранске. Метафоричность названия ансамбля актуальна и сейчас. Ансамбль «трубит», не давая мордовскому народу, мордовскому языку и культуре погибнуть. Песенный фольклор народов эрзя и мокша – это уникальное многоголосие. Его особенность – наличие двух основных музыкальных линий, которые обволакиваются тонкой полифонией, в которой может звучать столько различных нот, сколько участвует певцов.

«Торама» пользуется признанием в Мордовии (ансамбль получил государственную премию республики) и в России (обладатель золотой медали и главной премии всероссийского конкурса народной музыки “Голоса России” 1994). «Торама» широко известна в финно-угорском мире благодаря постоянному участию в фестивалях и концертах в Эстонии, Финляндии, Латвии, Швеции, Польше и Англии. «Торама» установила контакты в академической среде — опыт полевых исследований связывает группу с Обществом Кастрена, Музыкальной Академией Яна Сибелиуса, Финно-Угорским Обществом.

Участники «Торамы» реконструировали ряд утраченных и малоизвестных инструментов, в том числе мордовскую скрипку-гарзи и дудки-нюди. Инструментальные композиции появились в 2002 году и с тех пор стали самым значительным направлением развития репертуара.

Художественный руководитель – Андрей Владимирович Ромашкин

ЧЫЛТЫЗ ТАННАГАШЕВА (Горная Шория)

Чылтыз Таннагашева владеет несколькими тюркскими языками. За последние годы стала лауреатом губернаторской премии в области культуры и искусств, побеждала на международных конкурсах и фестивалях. Как исполнительница горлового пения и сказительница известна по всему Саяно-Алтаю, в Бурятии, Башкирии, Турции и в Западной Европе, где успешно продаются ее диски. А совсем недавно о жизни шорской певицы написали книгу. Немецкий писатель Михаил Эндмаер специально приезжал в Кузбасс, чтобы ближе познакомиться с Чылтыз. Роман «Холодные Ключи» пока выпущен только на немецком языке, весной прошлого года его презентовали в Германии, Швейцарии и Австрии.

ВЛАДИМИР ХОМЕНКО (Эвенкия)

Он вырос в музыкальной семье. Его мама – мелодист Евгения Алексеевна Курейская – хранитель эвенкийских традиций, песен, сказаний, автор словаря эвенкийских имен. Ее хорошо знают и ценят северные фольклористы. Ее работы изучают студенты-культурологи. Росший в атмосфере почитания национальной традиции, много лет танцевавший в известном эвенкийском ансамбле «Осиктакан», Владимир интересовался всеми существующими музыкальными жанрами и направлениями. Начав сольную карьеру в сложные 90-е, он соединил в своем творчестве традицию и современность.

Владимир исполняет как известные традиционные песни севера – “Бубен”, “Наряьн-Мар”, “Алеуточка”, “Мой отец – оленевод», так и песни собственного сочинения.

Владимир выступает с национальными ансамблями Эвенкии, Таймыра, Камчатки, Чукотки. На его песни этнической направленности поставлены многочисленные танцы коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ с элементами обрядов, обычаев и сказок. Владимира хорошо знают на Севере. Его называют там сегодняшним Кола Бельды.

В.Хоменко – лауреат международного конкурса «Красота спасет мир», лауреат II Всероссийского фестиваля, посвященного Дню Победы, участник фестиваля «Русское чудо» в Тунисе, лауреат конкурса композиторов фестиваля «Больдёр», дипломант двух фестивалей «Манящие миры», участник 9 российских фестивалей – «Кочующая культурная столица», «Дети одной реки» и др.

ЖИРКОВ Борис Александрович заслуженный работник культуры РФ (п.Ковран, Камчатский край)

В течение 45 лет, изучая и художественно обрабатывая историко-этнографические материалы по истории Камчатки и истории ительменского народа, Б.А.Жирков воссоздал почти утраченный уникальный стиль музыкально-хореографического искусства своего народа. Руководимый им фольклорный ансамбль «Эльвель» познакомил весь мир с абсолютно самобытной древней культурой ительменов и удивил ее подлинностью и многовековой мудростью.

Созданный Б.А.Жирковым в 1985 году сценический вариант древнего обряда благодарения «Алхалалалай», в 1987 году стал поселковым праздником, а с 2009 г. считается официальным праздником Камчатского края и отмечается во многих населенных пунктах Камчатки. Борису Александровичу удалось восстановить еще несколько обрядов ительменского народа: «охота на медведя», «обряд вскрытия реки», обряд «первой рыбы», также переросший в официальный камчатский праздник.

Воссозданные Б.А.Жирковым ительменские танцы танцуют практически все ансамбли коренных народов Севера, а он продолжает работать с новым этнографическим материалом и с новыми поколениями этнических артистов.

За 30 лет работы в качестве художественного руководителя ительменского ансамбля «Эльвель» Борису Александровичу Жиркову удалось вдохнуть душу в угасавшую ительменскую культуру и внести огромный вклад в сокровищницу этнических культур народов мира.

ЖУКОВ Иосиф Иннокентьевич, народный артист России, лауреат премии правительства РФ «Душа России», президент фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия» (п.Палана, Камчатский край)

Сорок лет И.И.Жуков является ведущим мастером корякской сцены, артистом, балетмейстером-постановщиком и неутомимым исследователем фольклорно-этнографического наследия коренных северян.

Около четверти века Иосиф Жуков отдал работе в Корякском национальном ансамбле танца «Мэнго». Творческие достижения известного национального коллектива, блистательные гастроли по многим странам мира во многом обязаны яркой актерской индивидуальности Иосифа Жукова, его способности терпеливо, настойчиво и талантливо реализовывать на сцене сложные художественные задачи. Хореографические композиции, в которых солировал И. Жуков, давно стали эталоном для хореографических коллективов коренных народов Севера. А профессиональная зрелость мастера, глубинное знание этнографического наследия северян постоянно востребованы его коллегами и являются важным объектом для изучения специалистами.

Частые поездки по селам Корякского округа, посещения оленеводческих стойбищ, крепкие личные связи с носителями древних традиций позволяли и позволяют артисту все глубже познавать не до конца еще изученные традиции материальной и духовной культуры аборигенов и использовать свои наблюдения, выводы в творческих и исследовательских работах.

TVCenter.ru
Добавить комментарий