«Голубой огонек»:главное – не перещеголять елку

Ангелина Вовк. 1998 год

Больше 40 лет мы встречаем Новый год с этой передачей. Как менялись за это время требования к ее ведущим?

Первый «Огонек» вел актер Михаил Ножкин («Ошибка резидента», «У озера»). Вот как он это вспоминает:

– В 1962 году ко мне подошел режиссер Леша Габрилович: «Слушай, затеяли тут одно дело, поучаствуй». Встретились, поговорили. Решили создать некий телеклуб, когда собираются разные люди и беседуют. Герой Союза вспоминает о войне, ученый рассказывает о научном открытии, а следом домохозяйка дает рецепт пирога, и певец исполняет песню. Такой вот огонек у костра, вокруг которого хорошо разговаривать. Но раз есть огонек, должен быть и истопник. Эту роль – подкидывать дрова в топку и поддерживать беседу – отвели мне. Cначала передача называлась «Телевизионное кафе». Первая программа шла в прямом эфире в студии на Шаболовке. Но после этого выпуска решили в «Огонек» добавить официальности. Мне сказали, что надо только объявлять номера, я отказался. Вести «Огоньки» стали дикторы ЦТ Игорь Кириллов, Анна Шатилова, Нина Кондратьева, Валентина Леонтьева.

Сам себе парикмахер

– Телезрители «Огоньков» в начале 1960-х внимательно смотрели на дикторов, чтобы потом скопировать себе их прическу, фасон платья, – рассказывает Анна Шатилова. – Я сама себе была и парикмахер, и гример, и модельер. Дома накрутишься на бигуди на пиво, если его достанешь, и едешь на работу. Когда погода влажная, за дорогу все раскрутится. Гримировались тоже сами. Я так наловчилась, что и сейчас перед концертами, которые веду, гримируюсь самостоятельно. А платья позволяли носить достаточно строгие, без излишеств, чтобы ведущий не перещеголял елку.

– Как-то на собрании отдела объявили: дикторы будут приобретать себе вещи в Доме моды на Кузнецком Мосту, – продолжает Анна. – У всех восторг. Но потом говорят: «А в эфире пустим бегущую строку: «Костюм предоставлен Домом моды». Как же мы возмущались! «Что вы нас унижаете! Зритель увидит, что мы не в своих костюмах!» Представляете, какие дуры были! Сейчас предоставление одежды ведущим считается нормальным. Потом нам стали на два года выделять 200 рублей. Их переводили в ГУМ, в сотую секцию, где одевались члены ЦК. Там нам подбирали одежду на эту сумму. Помню, в моде был кримплен. Мы пришли, увидели одного фасона роскошные костюмы разных цветов. Но эфир-то черно-белый! Костюмы смотрятся одинаково. Отказались от них. Шили сами платья из дешевых материалов.

«Огонек» ведут Валентина Леонтьева, Игорь Кириллов и Анна Шилова. 1974 годБез бороды и джинсов

В начале 1960-х дамам еще позволялось вести новогодние «Огоньки» в нарядах с оголенными плечами. В середине 1960-х это запретили. Не разрешалось появляться в клипсах, с крупными серьгами. Требование к одежде формулировалось так: не надевать то, чего нет у большинства населения. Запрещалось шить костюмы и платья из ткани в полоску и клетку.

В начале 1970-х в студии появились гримеры. Грим накладывали неяркий и невызывающий.

– Обычно «Огоньки» снимали кусками, – рассказывает Шатилова. – На глазах у гостей за столиками долго выстраивали свет. Грим начинал течь, растворяться, как я говорила: «Красота нестойкая вянет», приходилось накладывать новый слой.

– Да, что касается внешнего вида ведущих, то тогда действовала строгая цензура, – вспоминает Игорь Кириллов, многолетний ведущий «Огоньков». – Мужчинам запрещалось появляться в кожаных пиджаках, джинсах, без галстука, с бородой и усами, женщинам – в платьях на шнуровке, брючных костюмах, нарядах с декольте и бриллиантами.

Алла Пугачева с ведущими «Огонька»Парики из Японии

– В 1970-е годы, – продолжает рассказ Шатилова, – в помещении студии поставили сушку для волос, и в штате появился парикмахер. А меня выручали парики. В 73–74 годах меня послали в Японию вести на ТВ уроки русского. Оттуда я привезла 5 париков. В них и вела «Огоньки». В те же 70-е к дикторскому отделу прикрепили художницу. Она рисовала эскизы, по которым нам шили платья. Тогда открыли при телецентре пошивочный цех. Когда ТВ стало цветным, мы с дикторами перезванивались, кто в каком цвете будет. В конце 70-х нам стали давать косметику «Кристиан Диор». Каждой – тон для лица, подводку для глаз, помаду.

В 1980-е годы вела «Огонек» и диктор ЦТ Татьяна Веденеева.

– Я была подстрижена под мальчика, почти не красилась, – рассказывает Татьяна. – Гримеры говорили: «Ты дружбу с Китаем хочешь наладить? Давай хоть глаза тебе подведем, а то они как щелки». И правда, в письмах с Дальнего Востока меня спрашивали: нет ли у меня китайских родственников? Я поняла: гримироваться надо. Причесывал парикмахер, но я брала расческу и переделывала сама.

В 90-е запретов почти не стало.

– Я участвую в «Огоньках» в последние годы, – рассказывает Оксана Федорова. – От ведущих требуется, чтобы выглядели они празднично, одежда не была мрачной и желательно не белого цвета. Почти все работают со своими стилистами. При выборе костюма во многом исхожу из ситуации. Если мне предстоит танцевать с кем-то из участников, выбираю платье с развевающейся юбкой. За один «Огонек» образ меняется несколько раз, и у ведущей должно быть минимум три платья.

От строгости – к многоцветью, от аскетизма – к изобилию. Жизнь идет.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий