Пятнадцатого ноября 2025 года православный мир вступает в особый период — начинается Рождественский пост, который также называют Филипповым. Это время глубокого духовного осмысления, молитвы и воздержания, благоговейное преддверие праздника Воплощения Бога Слова. И символично, что этот сорокадневный путь начинается в день, когда Церковь прославляет неколебимое мужество святых, отдавших жизнь за Христа. В эту субботу мы вспоминаем подвиг персидских мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста. Их стойкость и пламенная вера задают тон всему предстоящему посту, напоминая, что истинная жизнь — это верность Господу до конца.
День этот многогранен в своих смыслах. Наряду с персидскими мучениками, мы чтим и других исповедников — Гурия, Самона и Авива Едесских, пострадавших ранее, но объединенных с ними в лике свидетелей Христовых. Также совершается празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Шуйская-Смоленская «Одигитрия». Так, в первый день поста верующие получают мощную духовную поддержку: пример мучеников укрепляет волю, а заступничество Пресвятой Богородицы утешает и направляет на пути покаяния и подготовки к встрече с Рожденным Спасителем.
Житие и исторический контекст
История мучеников Акиндина, Пигасия и их сподвижников разворачивается в Персии IV века, во времена правления жестокого царя Сапора II. Это был период яростных гонений на христиан, чья вера стремительно распространялась на Востоке, бросая вызов государственной языческой религии. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист не были простыми людьми. Они занимали высокие посты при царском дворе, обладали властью и почетом. Но свое главное сокровище — веру во Христа — они ценили превыше всех земных благ.
Они не скрывали своих убеждений. Открыто и смело они обличили царя Сапора в его нечестии и поклонении бездушным идолам. Реакция правителя была предсказуемо яростной. Святых придворных схватили и подвергли немыслимым истязаниям, пытаясь сломить их волю и заставить отречься от Христа. Но их дух оставался непоколебим. Они черпали силы в молитве, и Господь являл через них Свою славу. Чудеса, сопровождавшие их страдания, были столь явными, что многие очевидцы — воины, слуги и даже сам мучитель Аффоний — обращались ко Христу. Увидев тщетность своих усилий, Сапор приказал казнить исповедников.
Их мученическая кончина, произошедшая около 341–345 годов, стала не поражением, а величайшим триумфом веры. Кровь мучеников, как говорил Тертуллиан, стала семенем христианства. Вместе с пятью знатными придворными пострадали тысячи новообращенных персов, вдохновленных их примером. Важно не путать этих святых с другими мучениками, чья память также совершается в этот день, — Гурием, Самоном и Авивом. Те пострадали в городе Эдессе несколько ранее, в начале IV века, но их подвиг исповедничества столь же велик и славен в очах Церкви.
Духовный смысл и наследие
Подвиг персидских мучеников — это не просто страница древней истории. Это живое и вечно актуальное послание каждому христианину. В их лице Церковь являет нам высочайшие добродетели: стойкость в вере, которая не колеблется перед лицом страданий и смерти; мужество, позволяющее говорить правду сильным мира сего; и готовность к полной, безоговорочной жертве ради Христа. Они имели все, что мог предложить им мир, — положение, богатство, уважение. Но они выбрали Христа. Их выбор был сделан.
Для нас, вступающих в Рождественский пост, их пример служит мощнейшим духовным ориентиром. Пост — это не диета, а время духовной борьбы, малая жертва, которую мы приносим Богу. Память о мучениках напоминает нам о подлинной цене верности. Если они смогли пожертвовать жизнью, неужели мы не сможем отказаться от малых утешений ради очищения души и встречи с Господом? Их жизнь призывает нас к честности перед собой и Богом, к смелому исповеданию своей веры не только на словах, но и в делах, в повседневной жизни, среди трудностей и соблазнов современного мира. Они учат нас доверять Богу, Который даже в горниле страшных испытаний не оставляет Своих верных чад.
Церковные традиции и богослужение
В этот день в храмах совершается особое богослужение. В стихирах и тропарях Церковь прославляет мужество святых страстотерпцев, именуя их «непоколебимыми столпами веры» и «угасившими пламень заблуждения». Молитвы, обращенные к ним, наполнены прошениями об укреплении нашей собственной веры, о даровании мужества в несении жизненного креста и стойкости в дни поста.
Во многих приходах служатся молебны перед иконой Божией Матери «Шуйская-Смоленская», прося Ее материнского покрова и помощи в духовном делании. Верующие сугубо молятся о том, чтобы Господь помог им достойно пройти начавшийся пост, укрепил их семьи, избавил от скорбей и научил любви и милосердию. Этот день — не время уныния, а время сосредоточенной молитвы и упования на помощь Божию, которая обильно подается через Его святых угодников и Пречистую Матерь.
Правила поста
С 15 ноября начинается Рождественский пост, который продлится сорок дней, до самого навечерия Рождества Христова, 24 декабря (по старому стилю / 6 января по новому). Этот пост установлен для того, чтобы мы очистили душу и тело и с чистым сердцем встретили великий праздник пришествия в мир Спасителя.
Поскольку 15 ноября 2025 года выпадает на субботу, церковный Устав предписывает в этот день телесное воздержание, но с некоторым послаблением. Разрешается вкушение растительной пищи с елеем (растительным маслом) и вино в умеренном количестве. Однако мясо, молочные продукты, яйца и рыба в этот день исключаются из трапезы. Стоит помнить, что в некоторых монастырях устав может быть более строгим, иногда исключающим и масло. Для мирян же общепринятой нормой является именно такое правило. Главное — подходить к посту рассудительно, советуясь с духовником и помня, что главная его цель — не истощение тела, а усмирение страстей и приближение к Богу.
Народный календарь и традиции
В народном сознании, тесно переплетавшем церковные праздники с хозяйственным циклом, день 15 ноября получил название «Акиндинов день». Жизнь святых, наполненная страданиями, породила в народе особые поверья, которые важно отличать от церковного учения. Эти обычаи являются частью культурного наследия, но не руководством к духовной жизни.
Например, существовало суеверие, что в этот день не стоит начинать никаких важных и новых дел. Люди говорили: «Начнешь — будешь мучиться, как Акиндин». Это представление, рожденное из сострадания к мученикам, не имеет под собой никакого богословского основания. Христианин любое дело начинает с молитвы, призывая Божие благословение, и не должен быть скован страхом перед приметами. Вместе с тем, существовала и благая традиция — обращаться к святым мученикам с молитвой о защите дома от пожара и о помощи в различных бедах и болезнях. Эта практика вполне соответствует церковному почитанию святых как наших ходатаев перед Богом.
Что можно и что нельзя делать
Чтобы провести этот день с духовной пользой, важно понимать, что советует Церковь, и отделять это от пустых суеверий.
- Что можно делать:
- Посетить утреннее или вечернее богослужение, если есть такая возможность, чтобы разделить с Церковью радость праздника и начало поста.
- Помолиться святым мученикам Акиндину, Пигасию и другим, прося у них укрепления в вере и мужества.
- Начать пост с правильного духовного настроя: с покаяния, прощения обид и твердого намерения работать над своей душой.
- Совершать дела милосердия: помочь нуждающимся, навестить больных, уделить внимание близким.
- Больше времени уделить чтению Священного Писания и духовной литературы.
- Воздерживаться от пустых разговоров, ссор, осуждения и гнева.
- Что нельзя делать:
- Церковные предписания (основанные на вере и Уставе):
- Вкушать скоромную пищу: мясо, молочные продукты, яйца. В этот день также не разрешается рыба.
- Предаваться шумным развлечениям, пьянству, праздности и другим занятиям, несовместимым с покаянным духом поста.
- Поддаваться унынию и ропоту из-за постных ограничений, помня, что это добровольная жертва Богу.
- Народные суеверия (не имеющие отношения к Церкви):
- Бояться начинать новые дела. Церковь учит полагаться на волю Божию, а не на приметы.
- Верить в то, что нельзя давать или брать в долг деньги. Финансовые отношения строятся на честности и здравом смысле, а не на календарных суевериях.
День памяти мучеников и начало Рождественского поста — это мощный призыв к духовному пробуждению. Пример святых, которые не побоялись отдать всё ради Христа, показывает нам, что истинная сила человека заключается не в земном благополучии, а в непоколебимой верности Богу. Начиная этот сорокадневный путь, мы призваны не просто ограничить себя в пище, но преобразиться внутренне, очистить сердце от страстей и приготовить его, как ясли, для принятия рождающегося Богомладенца.
Пусть же подвиг святых мучеников вдохновит нас на усердное прохождение поста, а их молитвенное предстательство укрепит на этом спасительном пути. Это время дано нам для того, чтобы мы стали ближе к Богу, добрее друг к другу и честнее с самими собой, готовясь с радостью и трепетом встретить великий праздник Рождества Христова.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

