Адские муки Верещагина за кадром: тайны “Белого солнца пустыни”

Его имя стало синонимом мужества на экране, а фразы героя разошлись на цитаты. Павел Луспекаев, чья жизнь оборвалась трагически рано, оставил после себя не только незабываемые роли, но и пронзительную историю борьбы с болью. Критики преклонялись перед его талантом, зрители обожали, не подозревая, какие испытания выпали на долю этого невероятного артиста. Ампутированные стопы, невыносимые страдания, и все же — блестящее воплощение образа Верещагина в культовой картине «Белое солнце пустыни».

Война безжалостно прошлась по его судьбе, искалечив тело, но не сломив дух. Павел Богдасарович рвался на фронт юнцом, и там, на передовой, получил ранения, которые преследовали его до самого конца. Талант Луспекаева был очевиден еще в студенческие годы, и режиссеры буквально охотились за ним, предлагая десятки ролей. Но мечты об актерской славе и долгих годах творчества оказались жестоко прерваны: артист ушел из жизни за три дня до своего 43-летия. Мы вспоминаем его короткий, но невероятно яркий и насыщенный путь.

Адские муки Верещагина за кадром: тайны "Белого солнца пустыни"

Эхо войны

Павел Луспекян, чья фамилия впоследствии трансформировалась в более привычную для слуха «Луспекаев», появился на свет 20 апреля 1927 года. Его детство прошло в скромном селе на Ростовской земле, в семье, где отец, нахичеванский армянин, работал мясником, а мать, донская казачка, вела домашнее хозяйство. С юных лет Павел Богдасарович отличался несговорчивым нравом и буйным темпераментом, часто попадая в переделки. Однажды он чудом избежал потери глаза, когда в драке его ударили раскаленным прутом по лицу.

Подростком Луспекаев и не помышлял о сцене. Он поступил в ремесленное училище, где осваивал слесарное дело, пока военное лихолетье не заставило его семью эвакуироваться в город Фрунзе (ныне Бишкек). «Ему было многое дано от природы. Но война отняла у него главное — здоровье», — с горечью вспоминал Олег Басилашвили, близкий друг артиста.

В самый разгар Великой Отечественной войны, 16-летний Павел, вопреки всему, сбежал на фронт. Юный смельчак выполнял опасные задания в составе партизанского отряда, когда разрывная пуля пронзила его руку. Врачи настаивали на ампутации, но несгибаемый солдат категорически отказался. Рана зажила, словно по волшебству, но следующее испытание оказалось куда более роковым. Во время разведывательной операции он провел в снегу более четырех часов, стремясь любой ценой выполнить задание и принести пользу Родине. Эта жертва обернулась тяжелейшим обморожением ног, последствия которого будут преследовать его всю жизнь. Тем не менее, с фронта он вернулся живым, а после Победы был полон грандиозных планов на будущее.

Адские муки за кадром: тайны

В лучах рампы

1946 год стал поворотным: Павел Богдасарович перебрался в Луганск, где его внезапно озарило решение связать свою жизнь с актерским искусством. Он поступил в Щепкинское театральное училище, где, по словам современников, сразу же выделился среди однокурсников. Преподаватели отмечали его исключительный талант, проча ему блестящую карьеру.

В стенах этого же учебного заведения он встретил и свою судьбу. Инна Кириллова, которая училась двумя курсами старше, мгновенно разглядела в Павле серьезного, умудренного жизнью мужчину. Вскоре прозвучали свадебные колокола, а рождение дочери Ларисы лишь укрепило их семейный союз. Друзья в один голос утверждали, что Инна посвятила себя мужу, стойко перенося его недостатки: Павел Богдасарович был склонен к выпивке, скандалам, а по Ленинграду ходили слухи о его многочисленных изменах.

Адские муки за кадром: тайны

Супруги долго не могли найти постоянного пристанища: их путь лежал из Тбилиси в Киев, пока в конце 50-х они окончательно не обосновались в Ленинграде. Семь лет Павел Луспекаев блистал на сцене БДТ, завоевав признание местной публики. Впервые на киноэкране он появился в 1954 году в картине «Они спустились с гор», и с этого момента кино стало его новой страстью. Роль шофера Степана в фильме «Капроновые сети» позволила в полной мере раскрыть мощь его таланта, хотя озвучивать героя пришлось Леониду Галлису, поскольку Луспекаев тогда находился в больнице.

«Ролей в театре у него было немного, но играл он на грани гениальности. А потом о себе дали знать травмы войны. Он старался не показывать, насколько ему физически тяжело, но мы все знали, что играет он на пределе человеческих возможностей», — с болью вспоминал Басилашвили.

Адские муки за кадром: тайны

Каждая новая роль становилась для Луспекаева настоящим подвигом. Ему было всего 26 лет, когда врачи диагностировали у него атеросклероз сосудов, вызванный нарушением кровообращения в ногах. Болезнь прогрессировала с пугающей скоростью. С прискорбием медики сообщили артисту о необходимости ампутировать несколько фаланг пальцев. Смириться с таким вердиктом было невыносимо, но выбора не оставалось. 1 марта 1965 года Павлу Луспекаеву была присвоена инвалидность.

Битва с недугом

Во время съемок фильма «Республика ШКИД» состояние здоровья артиста резко ухудшилось. Изначально планировались две серии, где герой Луспекаева должен был раскрыть любовную линию с преподавательницей и показать трогательную дружбу с Савушкой. Но коварная болезнь вмешалась в творческий процесс, и роль пришлось значительно сократить. Тем не менее, даже в усеченном виде, игра актера получила высочайшую оценку как зрителей, так и критиков.

Адские муки за кадром: тайны

Вскоре артист вновь оказался на больничной койке. На этот раз врачи настаивали на ампутации ног до колен: незаживающие язвы на конечностях привели к началу гангрены. Такой исход означал бы полный крах для его актерской карьеры. После долгих консультаций и жарких споров доктора приняли решение ограничиться ампутацией стоп. Жизнь артиста превратилась в невыносимую пытку: фантомные боли сводили его с ума. Он все чаще прибегал к алкоголю, становился агрессивным, срываясь на самых близких людей.

«Физическая боль, которую он испытывал, была дичайшей. Нет, он не жаловался. Терпел. Но предел есть всему. В итоге ему стали колоть сильные обезболивающие. Было очень больно видеть, как в силу непреодолимых обстоятельств человек превращался в зависимого», — делился Басилашвили.

Адские муки за кадром: тайны

Супруга Инна всеми силами старалась поддержать любимого, но ее тревожило его привыкание к сильным обезболивающим. Она купила мужу целый мешок семечек, которые он лузгал часами. Это простое занятие хоть ненадолго, но отвлекало его от нескончаемых страданий. В своем личном дневнике Павел Богдасарович позже напишет, что испытал истинное облегчение, когда смог отказаться от приема препаратов.

Весть о тяжелом положении артиста дошла до министра культуры Екатерины Фурцевой. Стремясь помочь звезде кино, она организовала поставку качественных лекарств и протезов из Франции. Состояние Луспекаева улучшилось, но режиссеры по-прежнему опасались приглашать его на съемки: риск был слишком велик.

Бессмертный Верещагин и горький финал

Владимир Мотыль, вопреки всем предостережениям коллег, решился пригласить Павла Луспекаева на роль Верещагина в «Белом солнце пустыни». Изначально эта роль была второстепенной, но импровизации артиста настолько восхитили режиссера, что Верещагин превратился в одного из ключевых персонажей. Луспекаев поставил лишь одно условие: никаких дублеров и костылей. По собственным чертежам бывший солдат сконструировал металлическую конструкцию, которую вставлял в сапоги, чтобы иметь возможность передвигаться на небольшие расстояния.

Адские муки за кадром: тайны

Он работал, превозмогая адские муки. Супруга неизменно сопровождала его на съемках, повсюду нося с собой складной стул. Приходилось часто делать остановки для отдыха. Идти по раскаленному песку было невероятно тяжело, опираясь на плечо жены и толстую трость, которую артист считал своим талисманом и никогда не расставался с ней. Эту палку, украшенную вырезанными символами удачи, Павлу Богдасаровичу подарил каскадер. «Если потеряю или забуду — тут мне и конец», — часто повторял Луспекаев.

Жгучая боль не отпускала актера ни на минуту. Вечерами он опускал ноги в прохладные воды Каспийского моря, пытаясь хоть немного облегчить страдания. Но он сдержал свое слово: только в одной сцене его заменил дублер — той, где Верещагин сбрасывает бандитов за борт. После выхода фильма на экраны Луспекаев мгновенно стал кумиром миллионов. Зрители и не догадывались, что таможенника сыграл человек с инвалидностью. Окрыленный невероятным успехом, актер возвращался с премьеры. Люди узнавали его на улицах, цитировали реплики Верещагина, а газеты пестрели восторженными отзывами.

Вскоре Павел Луспекаев отправился на съемки фильма «Вся королевская рать». «Теперь тебя уже никогда не забудут, — говорил ему коллега Михаил Козаков, — журналисты станут брать у тебя интервью, фотографы замучают вспышками. Привыкай». Но Луспекаев не успел отыграть и трети своих сцен: его жизнь внезапно оборвалась от разрыва сердечной аорты. Это произошло в гостинице «Минск» 17 апреля 1970 года. Совпадение или нет, но незадолго до этой трагедии его «счастливая» трость бесследно исчезла. Госпожа Удача отвернулась от выдающегося актера на самом пике его всенародной любви.

Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

ДЗЕН Телеграм
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий