Культовая комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» продолжает собирать у экранов миллионы зрителей, даже спустя десятилетия после премьеры. Этот фильм, ставший настоящим феноменом советского кинематографа, в первый год проката покорил сердца почти 100 миллионов человек. Но за блестящим фасадом всенародной любви и искрометного юмора скрывались нешуточные страсти, драматические моменты и даже травмы. Предлагаем заглянуть за кулисы съемочного процесса и узнать, какие секреты хранит легендарная картина.

Как рождался шедевр
Вопреки распространенному мнению, идея фильма, который впоследствии назовут «Бриллиантовая рука», принадлежит не самому Леониду Гайдаю. Истоки сюжета лежат в замысле одного из его соавторов, Якова Костюковского. Именно он вместе с Морисом Слободским, своим соратником по работе над «Приключениями Шурика», в 1967 году создал сценарий под интригующим названием «Контрабандист».
Источники вдохновения для столь необычной фабулы до сих пор остаются предметом дискуссий. Одни исследователи указывают на публикации в газете «Правда», другие — на материалы журнала «За рубежом». В обоих случаях речь шла о реальных инцидентах, связанных с перевозкой драгоценностей, спрятанных в гипсовой повязке. Подхватив эту необычную завязку, творческий дуэт Гайдая, Костюковского и Слободского выстроил историю о простодушном человеке, который по воле случая оказывается втянутым в хитросплетения криминального мира.

Изначально главный герой планировался совершенно иным: теперь это был не беззаботный студент Шурик, а зрелый мужчина, Семен Семенович Горбунков, лишенный авантюрного духа, но с небольшой слабостью к алкоголю. Сценарий писался специально под Юрия Никулина, и сомнений в его идеальном соответствии образу не было. Ради этой роли артисту пришлось взять полугодовой отпуск из цирка, где он был невероятно востребован.
«В последние годы советский рубль сильно окреп, завоевал солидные позиции на международной валютной арене. Мы все, естественно, гордимся этим. Но, с другой стороны, это обстоятельство вызвало нездоровый интерес к нашей стране профессиональных контрабандистов. Пользуясь развитием наших международных связей и туризма, контрабандисты стараются забросить в СССР золото и бриллианты, сбыть их и вывезти за границу советские деньги. О таких фактах все чаще и чаще пишет наша печать. Конечно, в большинстве случаев контрабандисты терпят у нас крах. Во-первых, благодаря бдительности соответствующих советских органов. Во-вторых, потому что деятельность контрабандистов и их клиентов не находит в нашем обществе социальной опоры, так как подавляющее большинство советских людей охотно оказывает помощь государству в борьбе с контрабандой», — так начиналась сценарная заявка «Контрабандиста».
В процессе работы над проектом название «Контрабандист» было изменено. Цензоры посчитали его излишне провокационным, а сюжетные линии приобретали новые, неожиданные повороты. Так родилось знакомое всем «Бриллиантовая рука», хотя в титрах иногда указывалось и прежнее наименование.

Несостоявшаяся Турция и фамилия Павлик
Подготовка к роли Семена Семеновича Горбункова стала для Юрия Никулина настоящим испытанием. Ему предстояло перевоплотиться из привычного образа Балбеса в скромного семейного экономиста из «Гипрорыбы» — Государственного института по проектированию и реконструкции предприятий рыбной промышленности. Даже фамилия героя могла быть другой: в ранних набросках сценария Горбунков носил фамилию Павлик.
Герои Никулина и Козодоева, согласно первоначальной задумке, должны были отправиться в Турцию. Однако скромный бюджет картины не позволил осуществить заграничную поездку, и съемочной группе пришлось искать подходящую натуру в пределах СССР. Выбор пал на Баку, чьи живописные улочки и колоритные пейзажи идеально вписались в концепцию фильма, создав иллюзию далеких экзотических стран.

В поисках обаятельного Геши
Роль харизматичного контрабандиста Геши Козодоева привлекла множество талантливых актеров. На пробы приходили такие известные личности, как Валерий Носик, Георгий Вицин и Рудольф Рудин. Каждый из них стремился воплотить на экране образ обаятельного злодея.
Однако судьба распорядилась иначе. Андрей Миронов, обладавший неповторимым шармом и ярким артистизмом, оказался идеальным кандидатом. Сегодня сложно представить кого-либо другого в этой роли, настолько органично Миронов вписался в образ Геши, подарив ему не только актерское мастерство, но и прекрасные вокальные данные, которые впоследствии принесли ему славу еще и как певцу.

Выбор Гайдая для жены Горбункова
Леонид Гайдай всегда испытывал особую симпатию к таланту Нины Гребешковой и старался задействовать ее в каждом своем проекте. «Бриллиантовая рука» не стала исключением: актриса воплотила на экране образ супруги главного героя.
Сама Гребешкова мечтала о роли управдома Варвары Плющ, но режиссерское видение было непреклонным. Гайдай видел в Нине идеальную актрису для роли жены Горбункова, ведь именно она должна была олицетворять сильную, характерную и по-настоящему колоритную женщину, способную противостоять всем испытаниям.

Эмоция, ставшая классикой
Один из самых запоминающихся эпизодов фильма — сцена, где замерзший Лелик, после неудачной рыбалки, выбирается из воды. Однако за кадром этой комичной ситуации скрывались настоящие мучения актера Анатолия Папанова.
Сцена требовала не просто актерской игры, но и физической выносливости. Хотя подводные съемки с нанизыванием рыбы на крючок выполнял дублер, Папанову приходилось многократно погружаться в ледяную воду и выбираться на берег. Проблема заключалась не в игре актера, а в технических неполадках: то оператор ошибался, то осветители подводили. С каждым новым погружением в холодную воду терпение Папанова таяло.

В очередной раз, вынырнув и осознав, что дубль снова не удался, актер, уже не в силах сдерживать накопившееся раздражение, срывающимся голосом крикнул в сторону виновника проблем: «Идиот!» Эта живая, неподдельная эмоция так впечатлила режиссера, что он принял смелое решение оставить эту реплику в финальной версии фильма, сделав ее одной из культовых фраз картины.
Неожиданный дублёр и яркий костюм
Леонид Каневский и Георгий Шпигель, исполнившие роли контрабандистов-аптекарей, должны были предстать перед зрителем в подчеркнуто нелепом виде. Для Каневского даже был сшит яркий костюм с кричащим отливом, но, примерив его, актер посчитал образ слишком карикатурным и отказался от этой идеи. В итоге его персонаж щеголял в кадре с обнаженным торсом.

Но главный сюрприз ожидал зрителей в знаменитой сцене падения Горбункова на арбузной корке. Изящно поскользнуться оказалось непростой задачей для циркового артиста — его падения выглядели неестественно. Выход из положения нашел Леонид Каневский, который не только блестяще справился со своей ролью, но и выступил в качестве дублёра. Именно его ноги мелькают в кадре в момент культового падения, ставшего визитной карточкой фильма.
Триумф на экранах
В апреле 1969 года «Бриллиантовая рука» вышла в широкий прокат, вызвав настоящий ажиотаж. Кинотеатры были переполнены желающими увидеть новую работу Гайдая. Многие зрители приходили по нескольку раз, чтобы вновь насладиться любимой комедией. Премьерный год принес фильму оглушительный успех: он стал лидером проката 1969 года, собрав у экранов почти 77 миллионов зрителей. Побить этот рекорд в истории советского кино смогли лишь такие шедевры, как «Москва слезам не верит» и «Пираты ХХ века».

Большие травмы Никулина
Съемки комедии не обошлись без драматических моментов и даже травм. Знаменитая сцена дебоша в ресторане «Плакучая ива», где Горбунков разбивает стулом стекло, едва не обернулась трагедией для Юрия Никулина. Стремясь к максимальной реалистичности, актер оказался слишком близко к месту удара. Один из крупных осколков стекла полетел прямо в его голову. К счастью, Никулин успел увернуться, избежав серьезной травмы.
Ещё один болезненный эпизод, ставший одним из самых смешных в финале картины, был совершенно непреднамеренным. Речь идёт о моменте, когда кран поднимает Горбункова, и тот ударяется головой о крюк. В сценарии этого не было. Крановщик, управлявший механизмом, допустил ошибку в расчетах, и тяжелый металлический крюк с силой ударил Никулина по голове. Несмотря на невыносимую боль, актер проявил невероятный профессионализм, остался в образе и продолжил играть, стоически перенося удар, который зрители приняли за блестящую актерскую находку.

Секреты творожного «снаряда»
В сцене, где сын главного героя «стреляет» мороженым в Козодоева из игрушечного пистолета, роль стрелка исполнял вовсе не мальчик. За кадром находился ассистент режиссера, отвечавший за точный «выстрел».
Однако главный секрет заключался в составе самого «снаряда». Настоящее мороженое совершенно не подходило для съемок: оно мгновенно таяло и стекало с лица, не создавая нужного комического эффекта. После долгих поисков было найдено гениальное решение: использовать густую творожно-молочную смесь. Именно она идеально прилипла к лицу Андрея Миронова, обеспечив необходимую выразительность кадра.

Импровизация контрабандистов
Язык, на котором общаются заграничные контрабандисты у аптеки, стал результатом чистой импровизации. Изначально в сценарии было лишь несколько выдуманных слов, но на съемочной площадке Гайдай посчитал, что этого недостаточно для создания атмосферы. Тогда Леонид Каневский и Георгий Шпигель предложили просто произносить в камеру забавные, придуманные на ходу фразы.
В своем экспромтном диалоге актеры использовали имена и фамилии знакомых. Так, слово «Мордюк» стало отсылкой к легендарной Нонне Мордюковой, а фраза «Березина Куманит» была данью уважения к будущей жене Каневского, Анне Березиной, что придало сцене особый, личный колорит.
Горькая обида Светличной
На роль соблазнительной Анны Сергеевны претендовали многие именитые актрисы, включая Клару Лучко. Однако Леонид Гайдай остановил свой выбор на Светлане Светличной, которой для создания образа пришлось перекраситься в эффектную блондинку.
Несмотря на яркую внешность актрисы, Гайдай посчитал, что её собственный голос звучит недостаточно соблазнительно для роковой красавицы. Для озвучивания была приглашена актриса Зоя Толузина, чей бархатный тембр идеально передавал нужный образ. Это решение стало серьезным ударом для Светличной. Услышать её настоящий голос в фильме можно лишь в одной, но ставшей крылатой, фразе: «Не виноватая я! Он сам пришел!» — эти слова навсегда запечатлели подлинную интонацию актрисы.
Семейный подряд Никулиных
«Бриллиантовая рука» стала по-настоящему семейным фильмом для Юрия Никулина. Его супруга, Татьяна, появилась в эпизодической роли экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим сыграл того самого мальчика, который эффектно ходит по воде.

Съемки сцены с пинком оказались неожиданно сложными. Максим, предвидя удар, рефлекторно падал в воду ещё до того, как нога Андрея Миронова касалась его. Гайдай, видя бесконечное количество дублей, пошел на хитрость. Он успокоил мальчика, пообещав, что пинка не будет, и в этот же момент подал знак Миронову действовать. Андрей Александрович, не щадя сил, пнул ничего не подозревавшего подростка. Позже Максим Никулин, вспоминая этот случай, признавался, что долгое время таил обиду на актера.
Легенда бакинских перекрестков
Эпизодическую, но невероятно запоминающуюся роль регулировщика исполнил не профессиональный актер, а настоящий бакинский милиционер Курбан Мазанов. Леонид Гайдай, проезжая по городу, был настолько поражен виртуозной работой Мазанова на перекрестке, его артистизмом и энергетикой, что немедленно пригласил его на съемки.

Курбан Мазанов был настоящей местной знаменитостью. Туристы специально приходили на его перекресток, чтобы полюбоваться на отточенные, почти цирковые движения, которыми он управлял транспортным потоком. Его харизма и природный талант стали ещё одним маленьким, но ярким штрихом в гениальной комедии Гайдая.
Несостоявшаяся троица контрабандистов
Изначально в сценарии предусматривалось не два, а три сообщника-контрабандиста, что соответствовало бы знаменитой троице Трус-Балбес-Бывалый. Персонажи имели клички Князь, Малыш и Механик, и их значимость в сюжете отличалась. Однако художественный совет настоял на сокращении числа жуликов и уменьшении роли мадам Плющ, что, возможно, и пошло фильму на пользу, сделав его более динамичным и концентрированным.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
 ДЗЕН
ДЗЕН
	 Телеграм
Телеграм
