Два Остапа, одна мадам Грицацуева: эпопея кастинга «12 стульев»

Знаменитый фильм Леонида Гайдая «12 стульев» давно стал классикой отечественного кинематографа, но мало кто знает, через какие испытания пришлось пройти режиссёру, чтобы эта картина увидела свет. Путь к премьере был тернист, полон неожиданных поворотов, разочарований и побед, которые закалили характер мастера и подарили зрителям шедевр.

Мечта, которой не суждено было сбыться

Идея экранизировать бессмертное творение Ильфа и Петрова зародилась у Леонида Гайдая ещё в конце 1960-х годов. Однако уже тогда его ждало первое препятствие: оказалось, что зарубежные коллеги опередили советского режиссёра. К тому времени в Польше, Америке, Швеции и Бразилии уже вышли свои версии «12 стульев», и это стало серьёзным аргументом для руководства «Мосфильма».

На киностудии посчитали, что ещё одна адаптация будет излишней, особенно учитывая, что в СССР уже существовал телеспектакль по мотивам романа. Дополнительным фактором стало то, что Михаил Швейцер в тот момент активно работал над «Золотым телёнком», который воспринимался как «вторая часть» этой же истории. Отказ был категоричным, но Гайдай не собирался так просто сдаваться. Он отложил свою идею, чтобы вернуться к ней с новыми силами. Спустя некоторое время, когда режиссёр вновь предстал перед руководством «Мосфильма», его ждал новый удар: препятствий для съёмок теперь не было, но за проект уже взялся другой мэтр – Георгий Данелия.

Два Остапа, одна мадам Грицацуева: эпопея кастинга «12 стульев»

Неожиданный подарок судьбы

Казалось, надеждам Гайдая не суждено сбыться, но судьба приготовила ему невероятный сюрприз. Спустя год, когда режиссёр уже смирился с неудачей, Георгий Данелия сам передал ему права на экранизацию «12 стульев». Оказалось, что в процессе подготовки Данелия «перегорел» и потерял вдохновение, не зная, как подойти к этой непростой истории.

Скептицизм коллег и «недостаточно социалистический» сценарий

Даже после того, как права на фильм оказались у Гайдая, его энтузиазм не разделяли коллеги. Сценарий «12 стульев» вызвал у кинематографистов волну скептицизма. Они посчитали, что предложенная Гайдаем концепция представляет собой лишь «монотонное чередование эпизодов», что совершенно недопустимо для комедийного жанра. Члены художественной комиссии, изучив текст, пришли к выводу, что некоторые сцены требуют сокращения, а режиссёрский взгляд нуждается в существенной корректировке. Таким образом, Гайдаю прямо дали понять: его работа казалась им скучной и, что ещё важнее, «недостаточно социалистической».

Два Остапа, одна мадам Грицацуева: эпопея кастинга «12 стульев»

В этот непростой момент на помощь пришёл Григорий Чухрай, художественный руководитель Экспериментального творческого объединения «Мосфильма». Именно он помог Гайдаю превратить каждую сцену в уникальный, самобытный эпизод, вдохнув в неё жизнь и юмор. Чухрай также сыграл ключевую роль в подборе актёров, которые могли бы по-настоящему «зацепить» зрителя своей харизмой и талантом.

Плеяда звёзд и выбор мадам Грицацуевой

Благодаря этому творческому союзу, в картине появились такие легенды, как Эраст Гарин, Рина Зелёная, Владимир Этуш и Георгий Вицин. Их появления на экране были мимолётными, но персонажи остались в памяти зрителей на долгие годы. Особое внимание Гайдай уделил поиску актрисы на роль мадам Грицацуевой. Этот образ пытались воплотить многие выдающиеся артистки, среди которых была и Галина Волчек, но режиссёру «чего-то не хватало» в каждой из них.

Два Остапа, одна мадам Грицацуева: эпопея кастинга «12 стульев»

В конечном итоге, выбор пал на Наталью Крачковскую. До этого она не играла главных ролей, но её невероятная энергия, природная харизма и гротескная внешность оказались именно тем, что искал Гайдай. Артистка была утверждена, и её исполнение стало одним из самых ярких в фильме.

Два Остапа Бендера: от Высоцкого до Гомиашвили

Выбор исполнителя роли Остапа Бендера стал настоящей эпопеей. На эту роль пробовались около 200 актёров. Изначально Леонид Гайдай утвердил Владимира Высоцкого, но незадолго до начала съёмок артист ушёл в длительный запой. Это вынудило режиссёра срочно менять свои планы.

Два Остапа, одна мадам Грицацуева: эпопея кастинга «12 стульев»

В порыве гнева Гайдай начал снимать Александра Белявского, но его игра, как отмечали многие, меркла на фоне блистательного Сергея Филиппова, который уже был утверждён на роль Кисы Воробьянинова. Случайная встреча с Арчилом Гомиашвили изменила всё. Гайдай был настолько впечатлён, что решил работать именно с ним. Режиссёру пришлось отстаивать свой выбор перед всем «Мосфильмом», сначала оправдываясь за национальность актёра, а затем – за его лысину.

В поисках заветных стульев

Не только актёры, но и «главные герои» фильма – те самые стулья – прошли строжайший отбор. Гайдай дал объявление в газету, надеясь найти владельцев раритетной мебели. Оказалось, что стулья в приличном состоянии сохранились лишь у одной пожилой москвички. Женщина категорически отказывалась расставаться со своим имуществом, несмотря на любые предложенные ей деньги.

Два Остапа, одна мадам Грицацуева: эпопея кастинга «12 стульев»

В итоге, специалистам пришлось сфотографировать эти уникальные предметы и заказать их точные копии в Арабских Эмиратах, поскольку ни одна советская фабрика не бралась за такой сложный заказ. После завершения съёмок «в живых» осталось всего четыре стула, которые Леонид Гайдай забрал в свой личный кабинет, сохранив частичку истории фильма.

Акцент раздора и примирение на премьере

Арчил Гомиашвили великолепно справился с ролью Остапа Бендера, но его грузинский акцент стал причиной конфликта. В итоге артист произнёс своим голосом лишь две фразы, а остальные реплики великого комбинатора озвучил Юрий Саранцев. Узнав об этом, Гомиашвили был глубоко оскорблён и надолго прекратил общение с режиссёром. Примирение наступило лишь спустя несколько лет.

Два Остапа, одна мадам Грицацуева: эпопея кастинга «12 стульев»

В день премьеры Леонид Гайдай позвонил актёру и в своей неповторимой манере заявил, что Гомиашвили станет «свидетелем преступления». Это неожиданное приглашение и шутливый тон растопили лёд между ними. Также сложности возникли с участием Михаила Пуговкина: Гайдаю пришлось целый месяц ждать благословения матери артиста, чтобы тот смог сняться в картине.

Ещё одна драматическая история связана с Сергеем Филипповым, исполнителем роли Кисы Воробьянинова. Незадолго до начала съёмок актёр узнал о своём онкологическом заболевании и пытался заглушить боль алкоголем. Несмотря на это, Леонид Гайдай видел в роли Кисы только Филиппова. Режиссёр проявил невероятное терпение и поддержку, пойдя на все уступки ради участия артиста. Именно так, вопреки всем трудностям и препятствиям, и появился на свет легендарный фильм «12 стульев», ставший настоящим культурным достоянием.

Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

ДЗЕН Телеграм
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий