«Это для заграничной копии!»: как 75-летняя Гурченко пережила 6 мужей и 3 перелома правой ноги

Людмила Марковна Гурченко — имя, ставшее символом целой эпохи. Её жизнь была наполнена яркими красками, драматическими поворотами и невероятными испытаниями. От скромного детства в Харькове до всенародной любви, от триумфа на экране до личных трагедий — каждый этап её пути заслуживает отдельного внимания.

История будущей звезды началась в музыкальной семье, где переплелись, казалось бы, совершенно несовместимые судьбы.

«Это для заграничной копии!»: как 75-летняя Гурченко пережила 6 мужей и 3 перелома правой ноги
Людмила Гурченко. Фото: домветерановомск.рф

Корни: дочь крестьянина и дворянки

Марк Гаврилович, отец Людмилы, был человеком удивительной судьбы. Смоленский крестьянин, с юных лет батрачивший на помещика, он прославился как лучший гармонист во всей деревне. Десять лет тяжёлого труда на руднике не сломили его дух, и однажды шахтёр-самородок получил неожиданный шанс: начальство направило его в Харьковский музыкальный институт. Так, в 30-х годах прошлого века, в СССР воплощалось движение, предоставлявшее лучшим рабочим возможность получить высшее образование.

После окончания института Марк Гаврилович нашёл своё призвание в Харьковской филармонии, а также подрабатывал баянистом в школе. Именно там его пути пересеклись с юной Еленой Симоновой, девятиклассницей, которая занимала пост секретаря комсомольской организации. «Дядя Гриша, с удовольствием!» — воскликнула она, когда баянист попросил её помочь организовать детей.

В школе Марка Гавриловича почему-то называли дядей Гришей, объясняя это тем, что «Марк — имя нерусское». Баянист возмущался: «Да у меня все русские в родне! Просто родился в день святого Марка, вот деревенский поп и дал такое имя». С фамилией тоже вышла путаница: все его предки носили фамилию Гурченковы, но при получении нового паспорта в Харькове его записали на украинский манер — Гурченко.

Елена Симонова, будущая мать Людмилы, происходила из столбовых дворян, чьё родовое имение располагалось на Смоленщине. Её отца сослали в Сибирь при советской власти, и мать с детьми вынуждена была перебраться в Харьков. Именно здесь судьба свела этих двух совершенно разных людей. Красавец-баянист был на 19 лет старше юной комсомолки. Елена так и не окончила школу, родив дочь, которую назвали Людмилой.

Детство под обстрелами и «гонорар» за песни

После рождения дочери Елена устроилась массовиком-затейником, активно помогая мужу в проведении праздников. Но самые яркие концерты Марк Гаврилович устраивал дома. Под звуки растягиваемого баяна его маленькая дочь пела и отбивала чечётку. «Актрисой будет, все песни на лету схватывает!» — с гордостью заявлял довольный отец.

С началом Великой Отечественной войны Марк Гаврилович, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, добровольцем ушёл на фронт, где служил в составе концертных бригад. А Люся с мамой остались в Харькове, переживая все ужасы фашистской оккупации. Однажды они чудом избежали гибели, попав в облаву и едва не оказавшись в грузовике-душегубке. В последний момент Елена, прямо у трапа, свалила дочь на землю и упала на неё, спасая обеих от верной смерти.

Маленькая Люся не только мгновенно запоминала советские песни, но и быстро освоила немецкие. Она слушала их у дверей кинотеатра и, не понимая смысла, исполняла перед ранеными немецкими солдатами в госпитале, расположенном рядом с их домом. «Лючия шаушпилер», — говорили солдаты, вручая ей в качестве «гонорара» кастрюльку с супом. Этот обед был спасением для неё и её матери. Что означает слово «шаушпилер», Люся тогда ещё не знала.

Отец вернулся с фронта целым и невредимым, с баяном, который ему лично вручил маршал Рокоссовский. После школы Люся отправилась покорять столицу, прихватив с собой большой аккордеон. Она успешно сдала экзамены во ВГИК и ГИТИС, но выбрала ВГИК, попав на курс к народному артисту СССР Сергею Герасимову.

«Это для заграничной копии!»: как 75-летняя Гурченко пережила 6 мужей и 3 перелома правой ноги

Путь к «Карнавальной ночи» через тернии

На третьем курсе, ещё никому не известная студентка, получила главную роль в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». На роль организатора новогоднего карнавала Леночки Крыловой претендовали несколько именитых актрис, но все они были забракованы худсоветом. Сама Гурченко провалила пробы, и в итоге на роль утвердили самодеятельную актрису Людмилу Касьянову. Однако уже на третий день съёмок директор «Мосфильма» Иван Пырьев, курировавший проект, понял, что с выбором Касьяновой была допущена ошибка.

Всё решил случай. «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору «Мосфильма» в широченной юбке, затянутая в талии, — вспоминала Людмила Марковна. — Навстречу — Иван Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше задрала подбородок». Пырьев, заметив её, сначала поморщился, но затем его лицо заинтересованно преобразилось, словно он увидел диковинного зверька. «Стойте. Я вас где-то видел», — произнёс он. «Я пробовалась в «Карнавальной ночи», — ответила Гурченко. «Вспомнил. Пела хорошо. А зачем ты так гримасничаешь? А ну пойдём!» Он привёл её в павильон к главному оператору, сказав: «Вот актриса. Ты сними её получше. Поработай над портретом — и будет человек». Так, вопреки проваленным пробам, Людмила Гурченко попала в картину.

Фильм произвёл настоящий фурор, став лидером кинопроката в СССР в 1956 году, а песня «Пять минут» превратилась в новогодний гимн. Во время первой зарубежной поездки Гурченко с картиной в Германию, она услышала рядом со своей фамилией слово «шаушпилер» и чуть не вскрикнула. Переводчица объяснила, что «шаушпилер» по-немецки означает «актёр».

На волне успеха был срочно написан сценарий музыкальной комедии «Девушка с гитарой», где Гурченко сыграла продавщицу музыкального магазина. Несмотря на участие звёзд, таких как Фаина Раневская и Михаил Жаров, фильм не смог повторить успех «Карнавальной ночи». Впоследствии у Гурченко были и другие музыкальные фильмы, телеспектакли, концерты и пластинки, но по-настоящему любимыми зрителями стали совершенно иные роли в её жизни.

«Сибириада»: сцена любви для «заграничной копии»

В 1977 году режиссёр Андрон Кончаловский пригласил Людмилу Марковну в масштабную киноэпопею «Сибириада». Гурченко появилась на съёмочной площадке с палочкой, восстанавливаясь после страшного перелома ноги.

«В «Сибириаде» была сцена любви в полном сексуальном смысле, — делилась Людмила Марковна своими воспоминаниями. — В Госкино эту сцену снимать запретили. Но Андрон Сергеевич поклялся, что снимет смешно. «Ну только если смешно. Посмотрим». Отрепетировать такое было невозможно, поэтому играли с ходу. А у меня безумные боли в ноге и страх — вдруг партнёр, Никита Михалков, заденет или наступит». Сняли первый дубль, пока стоя. Лежать планировалось в следующем кадре. Андрон отвёл своего брата Никиту в сторону, и они о чём-то говорили, поглядывая на неё. Актриса срочно осматривала себя: чулки на резинках не сползли, бюстгальтер на восьми пуговицах, какие носили советские женщины, не съехал.

Во время второго дубля Никита Михалков молниеносно отщелкнул пуговицы от петель бюстгальтера, обнажив её испуганную грудь. «Пульс забил в висках до умопомрачения. «Андрон, мы же не говорили об этом!» — воскликнула она. — «Люся, этот дубль я никому не покажу. Это для заграничной копии». Затем они с Никитой лежали под плащ-палаткой. «Какая самая советская мизансцена? Конечно, «бутербродом». Никита надо мной держится на локтях, осторожно, чтобы не задеть мою больную ногу. А я здоровой ногой брыкаюсь… Смешно получилось», — рассказывала артистка.

На Каннском кинофестивале «Сибириада» получила Гран-при. Однако советский зритель, в отличие от жюри в Каннах, «испуганной груди» так и не увидел. Кончаловский сдержал своё слово, да и Госкино этот кадр, скорее всего, не пропустило бы.

Частушки на Рижском вокзале и всенародная любовь

Через несколько лет Гурченко и Михалков вновь встретились на съёмках фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Она воплотила образ официантки, он — пройдохи-проводника. В сценарии также присутствовала откровенная сцена в купе поезда. Никита Сергеевич в своей книге «Территория моей любви» признаётся, что не обошлось без курьёзов: «Снимали на Рижском вокзале. Мы с Люсей не предполагали, что наши микрофоны включены, и во время разговора о предстоящей сцене не стеснялись в выражениях. Люся любила крепкое словцо ничуть не меньше, чем я».

«Это для заграничной копии!»: как 75-летняя Гурченко пережила 6 мужей и 3 перелома правой ноги

Михалков предложил: «А давай попробуем, чтобы он в предвкушении сладкого и очень быстрого секса, пока стоит поезд, что-то такое ей бормотал — то ли частушки пел, то ли ещё что-то такое, что иллюстрировало бы его состояние!» Он, зная около шестисот частушек, причём довольно резких, начал их подряд петь Людмиле. Она умирала от хохота. Оказалось, что минимум три-четыре частушки, пока дежурный по станции не бросился к Рязанову с выпученными глазами, достигли ушей москвичей и гостей столицы.

Картина пользовалась невероятным успехом, часть которого досталась и Михалкову. «За мной ходили толпами люди, и я всё время слышал: «Сама-сама, быстренько-быстренько, сама-сама…» Я уже не знал, куда и деться. На мой московский адрес даже стали приходить письма, адресованные Людмиле Гурченко. Видимо, после того, что мы творили с Люсей в поезде, я как приличный человек должен был на ней жениться», — шутил Никита Сергеевич. Глава государства Юрий Андропов, посмотрев «Вокзал для двоих», лично подписал указ о присвоении Людмиле Гурченко звания народной артистки СССР.

«Любовь и голуби»: пьяная на гальке

Одним из первых, кто поздравил Гурченко с почётным званием, был режиссёр Владимир Меньшов. Он прислал телеграмму из Медвежьегорска и попросил срочно приехать к нему в Карелию, чтобы без проб сыграть роль разлучницы Раисы Захаровны в комедии «Любовь и голуби». Гурченко, не раздумывая, собрала вещи и отправилась в путь.

«Первый кадр — мы с Васей (Александр Михайлов) выходим из бара вдребезги пьяные и поём на весь пляж «Надежду». Раз дубль — не то. Два — не то. Вокруг стоят любопытные отдыхающие. Они разочарованы: что тут такого трудного? Прикинуться пьяным, пошататься и спеть?» Меньшов в это время как ненормальный бегал по гальке, не замечая, что его брюки по колено мокрые. А потом упал, воскликнув: «Это я виноват! Ничего не могу придумать! Я ви-но-ват!» Он полежал на гальке, посмотрел в небо и вдруг вскочил, расхохотавшись: «Нашёл! Понял! Есть! Сюда!» Рабочие быстро взбили кучу гальки. «И я, пьяненькая, по этой гальке, из положения «стоя» сразу в положение «лёжа» — шлёп! Съезжаю прямо в крупный план: «Какие звёзды на небе…» Неожиданно и смешно. А главное, «лёжа» — оно ведь ближе к «любви», — вспоминала артистка. Комедия стала культовой, а многие фразы из неё ушли в народ.

Роковые переломы: борьба за каждый шаг

1976 год стал для Людмилы Марковны годом тяжёлых испытаний. На съёмках советско-румынско-французского мюзикла «Мама», основанного на сказке «Волк и семеро козлят», произошла трагедия. Гурченко играла Маму-Козу, Михаил Боярский — Волка, а клоун Олег Попов — Медведя. Во время сцены на льду клоун на коньках врезался в актрису и упал на неё. Результатом стал перелом правой ноги: 19 осколков, пять сложнейших операций. В ногу были вставлены шесть шурупов и титановая пластина. Врачи пророчили ей инвалидность на всю жизнь.

Однако она выкарабкалась, вновь научилась ходить и даже танцевать. Фильм «Мама» был закончен, пока актриса передвигалась на костылях. В картине «Обратная связь» она не сделала ни одного шага, лишь сидела и стояла на здоровой левой ноге. Во «Второй попытке Виктора Крохина» Людмила Марковна делала два-три шага, незаметно опираясь на стол. Через год на съёмки «Сибириады» она приехала уже с палочкой.

В 1991 году, на репетиции спектакля «А чой-то ты во фраке?», Гурченко сломала стопу всё той же правой ноги, но всё равно гастролировала со спектаклем. Последний роковой перелом произошёл в 2011 году, когда она поскользнулась у дома во время прогулки с собаками. Перелом шейки бедра правой ноги. Казалось, она пошла на поправку, её выписали. Дома Людмила Марковна написала сценарий фильма «Танцплощадка», который собиралась снимать. 30 марта она сделала первые шаги после травмы, и в этот же день произошла тромбоэмболия лёгочной артерии. Прибывшие врачи скорой помощи не смогли её реанимировать.

Незадолго до этого Людмила Марковна, стоя у могилы отца на Ваганьковском кладбище, вдруг сказала мужу: «Папа умер в 75 лет. А ведь мне тоже 75». Эта фраза оказалась пророческой. Народная артистка СССР скончалась в возрасте 75 лет. Её похоронили на Новодевичьем кладбище.

Личное: шесть браков и боль предательства

«У меня слово «брак» сразу ассоциируется с браком плёнки, — признавалась актриса. — Это значит заново переснимать. Опять плакать, рыдать, умирать. Какая-то тёмная штука этот брак. Но «браком» он становился позже. А вначале, в первые месяцы влюблённости, разве думаешь о «браке»?»

Первый брак Людмилы Марковны случился ещё во ВГИКе. Ей было 18, а актёру, сценаристу и кинорежиссёру Василию Ордынскому — 30. Спустя год они расстались, никогда публично не упоминая об этих отношениях, словно их и не было.

«Это для заграничной копии!»: как 75-летняя Гурченко пережила 6 мужей и 3 перелома правой ноги

Второй студенческий брак был заключён с Борисом Андроникашвили, который учился на сценарном курсе ВГИКа. Сын расстрелянного в 1938 году писателя Бориса Пильняка носил фамилию своей матери, грузинской княжны-актрисы. В этом браке родилась дочь Маша. Через три года последовал развод. «У них с Гурченко большая была любовь, — рассказывала вторая жена Бориса, Нонна Мордюкова. — Расходились тяжело — оба плакали. Я знаю причину, по которой их брак распался, но не скажу, потому что это не моя тайна».

Третьим супругом стал актёр Александр Фадеев, приёмный сын руководителя Союза писателей СССР Александра Фадеева. Его мать, народная артистка СССР Ангелина Степанова, блистала во МХАТе. Через два года их брак распался из-за пристрастия актёра к алкоголю.

Четвёртым мужем Людмилы Гурченко был Иосиф Кобзон. Их совместная жизнь продлилась меньше трёх лет. «Это была одна из самых жутких ошибок в моей жизни. Мне казалось, что я его «перестрою». Какая наивность! Три года после этого я не могла себе представить рядом ни одного человека», — откровенно говорила актриса.

Пятым спутником жизни стал Константин Купервейс, пианист оркестра, который был моложе её на 14 лет. Знакомые считали их идеальной парой. Однако спустя 18 лет наступил болезненный разрыв. Для Гурченко это был тяжелейший удар, ведь из прежних браков она всегда уходила сама. А тут Костя ушёл к другой женщине. Актриса «ездила по Москве, вопя за рулём недобитым животным» и даже думала о самоубийстве. Мудрый Юрий Никулин отговорил её, сказав: «Да, удар ниже пояса. Время, родная моя, только время вылечит».

В 1991 году, во время съёмок «СекСказки» по рассказу Владимира Набокова, продюсером фильма выступил бизнесмен Сергей Сенин. «Я увидел фантастической красоты женщину. Онемел. Подарил цветы. После съёмок проводил до гостиницы», — вспоминал он. Они поженились. Сенин, по признанию самой актрисы, стал первым близким человеком, которому она подчинялась, хотя была старше его на 25 лет. Сергей Сенин оставался рядом с Людмилой Гурченко до самого последнего дня, разделяя с ней и радости, и горести.

Что вы думаете о столь насыщенной и драматичной жизни Людмилы Гурченко? Поделитесь мнением в комментариях.

Пять звёздных работ, вошедших в историю кино

  • «Карнавальная ночь», 1956
  • «Двадцать дней без войны», 1976
  • «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981
  • «Вокзал для двоих», 1982
  • «Любовь и голуби», 1984

Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

ДЗЕН Телеграм
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий