Что может быть интригующее жизни человека, который всю свою жизнь был на виду у публики, но при этом умудрился унести в могилу самую главную тайну? Фаина Раневская — актриса, чьи афоризмы знает вся страна, чьи роли стали классикой советского кинематографа, — до сих пор остается загадкой в самом интимном аспекте своего существования. За маской иронии и самоиронии, за блестящим остроумием и показной мизантропией скрывалась женщина с разбитым сердцем, которая, возможно, любила не так, как было принято в ее эпоху.
Сегодня, когда прошло уже несколько десятилетий со дня ее смерти, мы можем позволить себе заглянуть за кулисы ее личной жизни и попытаться понять: что же на самом деле скрывала великая Раневская?
Женщина эпохи умолчаний
Советская эпоха была временем, когда любые отклонения от нормы тщательно скрывались. Если в западном мире 1960-70-е годы ознаменовались сексуальной революцией и началом борьбы за права меньшинств, то в СССР подобные темы оставались строго табуированными. В этом контексте любые намеки на нетрадиционную ориентацию знаменитости могли стать смертельно опасными не только для карьеры, но и для жизни.
Фаина Георгиевна прекрасно понимала эти правила игры. Родившись в 1896 году в еврейской семье в Таганроге, она с детства знала, что значит быть “другой” в обществе, где любые отличия воспринимались с подозрением. Возможно, именно поэтому она так тщательно выстраивала свой публичный образ — образ одинокой, но самодостаточной женщины, которая по собственному выбору избегала серьезных отношений с мужчинами.
Но насколько добровольным был этот выбор? И действительно ли она избегала любви, или просто искала ее там, где общество не могло этого принять?
Павла Вульф: “моя единственная любовь”
Центральной фигурой в эмоциональной жизни Раневской была Павла Леопольдовна Вульф — актриса, режиссер и педагог, которая на тринадцать лет была старше своей ученицы. Их знакомство состоялось в 1915 году, когда молодая Фанни Фельдман (настоящее имя Раневской) приехала в Москву штурмовать театральные подмостки.
Вульф стала для Раневской не просто наставницей, но и спутницей жизни на долгие десятилетия. Они жили в одной квартире, вместе переживали трудности военного времени, поддерживали друг друга в творческих неудачах и успехах. Современники отмечали необычайную близость между женщинами, их взаимную заботу и привязанность.
Сама Раневская не скрывала своих чувств к Вульф. В письмах и дневниковых записях она называла ее “моей единственной любовью”, “самым дорогим человеком на свете”. После смерти Павлы Леопольдовны в 1974 году Фаина Георгиевна погрузилась в глубокую депрессию, из которой так и не смогла выбраться до конца своих дней.
Биограф Раневской Нина Молева приводит трогательные слова актрисы:
“Я потеряла самого близкого человека. Мне больше не за что держаться за жизнь”.
Могут ли быть более красноречивыми свидетельствами истинной любви?
Лиля Брик и “московский круг”
Еще более пикантную страницу в биографии Раневской открывают воспоминания Лидии Корнеевны Чуковской, дочери знаменитого поэта и писателя. В своих дневниках, опубликованных уже после смерти автора, Чуковская прямо указывает на любовную связь между Раневской и Лилей Брик — музой Владимира Маяковского и одной из самых ярких представительниц богемной Москвы.
Лиля Юрьевна Брик была фигурой неординарной и в определенном смысле скандальной. Красавица, интеллектуалка, женщина свободных нравов — она притягивала к себе как мужчин, так и женщин. Ее салон посещали знаменитые писатели, художники, актеры. Именно в этом кругу, по свидетельству Чуковской, и развивались отношения между Брик и Раневской.
Впрочем, эти отношения были далеко не такими серьезными и продолжительными, как связь с Павлой Вульф. Скорее, это был эпизод, один из многих в богатой на приключения жизни Лили Брик. Но для замкнутой и ранимой Раневской даже краткое увлечение могло стать болезненным переживанием.
Интересно, что сама Раневская в своих мемуарах и интервью ни разу не упомянула Лилю Брик в романтическом контексте. Возможно, это была слишком болезненная тема, или же актриса считала неэтичным обсуждать интимные подробности жизни других людей.
Маски и реальность
Одной из самых удивительных черт характера Раневской была ее способность скрывать истинные чувства за маской цинизма и безразличия. Ее знаменитые афоризмы о любви часто звучат горько и разочарованно:
“Любовь — это когда кто-то живет в твоем сердце, а ты живешь у него в печенках”, “Любовь проходит, а желудок остается”.
Но за этим показным презрением к романтическим чувствам скрывалась женщина, которая знала о любви гораздо больше, чем хотела показать. Актриса театра имени Вахтангова Цецилия Мансурова вспоминала:
“Фаина Георгиевна могла часами рассказывать о чужих любовных историях, анализировать их с удивительной тонкостью и пониманием. Но стоило разговору коснуться ее собственной личной жизни, как она немедленно переводила все в шутку”.
Эта двойственность — открытость и закрытость одновременно — была характерна для многих представителей творческой интеллигенции того времени. В обществе, где за неправильные слова или поступки можно было поплатиться свободой или жизнью, умение скрывать истину становилось не просто навыком, но инстинктом выживания.
Свидетели эпохи
Тем не менее, некоторые современники Раневской оставили достаточно прозрачные намеки на ее нетрадиционные предпочтения. Актриса Рина Зеленая, которая дружила с Фаиной Георгиевной много лет, в интервью 1990-х годов осторожно заметила: ”
У Раневской были свои особенности в отношениях с людьми. Она умела любить глубоко и искренне, но не всегда так, как это принято в обществе”.
Режиссер Анатолий Эфрос, работавший с актрисой в последние годы ее жизни, также оставил интригующие воспоминания:
“Фаина Георгиевна была человеком огромного сердца, способным на самые нежные чувства. Но она научилась прятать эту нежность так глубоко, что многие воспринимали ее как жесткую и бесчувственную женщину. На самом деле она просто боялась быть непонятой”.
Писательница Мариэтта Шагинян, близко знавшая Раневскую, в своих мемуарах написала:
“Фанечка страдала от одиночества, но это одиночество было выбранным. Она боялась открыться, потому что знала: общество не готово принять ее такой, какая она есть”.
Эпоха и личность
Чтобы понять масштаб проблемы, с которой сталкивалась Раневская, стоит вспомнить, что в СССР гомосексуализм был уголовно наказуемым деянием. Статья 121 УК РСФСР предусматривала за “мужеложство” лишение свободы на срок до пяти лет. Хотя женская гомосексуальность формально не преследовалась законом, социальное осуждение было не менее жестоким.

В этих условиях любой публичный человек, заподозренный в “неправильных” отношениях, рисковал не только карьерой, но и личной безопасностью. Неудивительно, что Раневская предпочитала окружить свою личную жизнь плотной завесой тайны.
Интересно, что в творчестве актрисы практически отсутствуют роли страстно влюбленных женщин. Ее героини — это чаще всего одинокие, ироничные, слегка циничные дамы, которые относятся к любви с подозрением. Не было ли это отражением ее собственного жизненного опыта?
Поздние годы: одиночество или свобода?
После смерти Павлы Вульф Раневская прожила еще десять лет. Это были годы признания — ее творчество наконец получило официальное признание, она была удостоена звания народной артистки СССР. Но личная жизнь актрисы оставалась пустыней.
Близкие отмечали, что Фаина Георгиевна словно потеряла интерес к жизни. Она все реже появлялась на публике, избегала шумных мероприятий, предпочитая одиночество в своей квартире на Котельнической набережной.
“Я устала притворяться”, — как-то сказала она подруге.
В эти годы актриса много времени проводила за чтением писем от поклонников. Удивительно, но среди этих писем было немало посланий от женщин, которые писали о своих чувствах с удивительной откровенностью. Раневская отвечала далеко не на все письма, но те ответы, которые сохранились, поражают своей деликатностью и пониманием.
Наследие и современность
Сегодня, когда общество стало более терпимым к различным формам любви, история Фаины Раневской воспринимается в новом свете. Многие исследователи ее творчества склоняются к мысли, что актриса действительно была лесбиянкой или, по крайней мере, бисексуальной женщиной, которая была вынуждена скрывать свою истинную природу.
В 2019 году в России вышла книга исследовательницы Елены Погореловой “Тайная жизнь Фаины Раневской”, в которой автор попыталась собрать все доступные свидетельства об интимной жизни актрисы. Хотя книга вызвала немало споров, она стала важным шагом в переосмыслении наследия великой артистки.
Вечная загадка
Возможно, мы никогда не узнаем всей правды о личной жизни Фаины Раневской. Она унесла свои тайны в могилу, как и подобает настоящей женщине-загадке. But возможно, в этом и есть особая красота ее истории — в том, что за блестящей внешней оболочкой скрывалась глубокая человеческая драма.
Раневская была человеком своего времени — времени, когда многие чувства приходилось прятать, многие слова оставлять невысказанными, многие поступки — несовершенными. Но она была и человеком вне времени — артисткой, которая сумела создать образы, живущие в сердцах людей спустя десятилетия после ее смерти.
Возможно, самым точным эпитафией ей могли бы стать ее собственные слова:
“Я прожила жизнь так, как считала нужным. И не жалею ни о чем”.
В эпоху, когда быть собой было смертельно опасно, она все-таки осталась собой — пусть и под маской, пусть и в полутонах, пусть и намеками.
Что вы думаете о личной жизни великих людей? Имеем ли мы право копаться в их тайнах, или некоторые вещи должны оставаться неприкосновенными? Поделитесь своим мнением в комментариях — эта тема заслуживает честного и открытого обсуждения.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

