«Вы хотите, чтобы страна говорила о ворах?»: как Говорухин и Высоцкий сломали систему ради культового фильма

Есть киноленты, которые не просто смотрят, а проживают, цитируют и пересматривают десятилетиями. Именно таким стал фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Он не был результатом государственного заказа и не приурочивался к громким датам, хотя премьера, состоявшаяся в 1979 году, совпала с Днем советской милиции. Само появление картины на экранах стало результатом невероятной целеустремленности и страсти двух великих творцов.

Неукротимая воля к творчеству

История создания культового детектива неразрывно связана с именем Владимира Высоцкого. Прочитав роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» вскоре после его публикации в 1975 году, артист загорелся идеей воплотить образ Глеба Жеглова на экране. Ни возраст, ни бюрократические препоны, ни даже ухудшающееся здоровье не могли остановить его на пути к мечте. Высоцкому на тот момент было уже под сорок, тогда как книжный Жеглов был моложе почти на двенадцать лет. Кинематографическое начальство, как известно, не всегда благоволило Высоцкому-актеру, и перспектива отклонения его кандидатуры на пробах была весьма реальной.

«Вы хотите, чтобы страна говорила о ворах?»: как Говорухин и Высоцкий сломали систему ради культового фильма

Актриса Марина Влади, супруга барда, позже вспоминала о том, как пыталась отговорить мужа от изнурительной работы, предчувствуя, что она может подорвать его силы. Однако Высоцкий не сдавался. Он сумел вдохновить своей идеей Станислава Говорухина, с которым его связывала давняя дружба со времен съемок «Вертикали». Вместе они принялись крушить стены непонимания и преодолевать препятствия, которые то и дело возникали на пути к воплощению их общего замысла.

Компромиссы и неожиданные находки

Не все задумки Высоцкого удалось воплотить в жизнь. Так, он мечтал видеть своего друга и коллегу по Театру на Таганке Ивана Бортника в роли Владимира Шарапова. Однако худсовет студии не был готов допустить двух актеров из одного театра на главные роли. В итоге Бортник, не потеряв присутствия духа, сам придумал для себя ярчайший образ вора по прозвищу Промокашка, чьи фразы мгновенно вошли в народ и стали неотъемлемой частью отечественного культурного кода. Не удалось Высоцкому и написать песни специально для фильма, хотя зрители всё же увидели его музицирующим на пианино.

«Вы хотите, чтобы страна говорила о ворах?»: как Говорухин и Высоцкий сломали систему ради культового фильма

От генерала до младшего лейтенанта

Образ Владимира Шарапова был хорошо знаком читателям произведений братьев Вайнеров, где он неоднократно появлялся, проходя путь от рядового оперативника до генеральских погон. Во второй половине 70-х годов кинематографисты уже обращались к его истории: в «Свидетельстве о бедности», экранизации повести «Часы для мистера Келли» 1967 года (где Шарапов стал Тарасовым), его сыграл Григорий Острин, а в «Лекарстве против страха» генерала Шарапова воплотил Георгий Жжёнов.

Для «Места встречи изменить нельзя» киноначальство настоятельно рекомендовало молодого Владимира Конкина, уже успевшего прославиться ролью Павки Корчагина в картине «Как закалялась сталь». И братья Вайнеры, и сам Высоцкий поначалу были недовольны этим выбором, но в итоге смирились. Зрители же получили один из самых запоминающихся и гармоничных экранных дуэтов сыщиков в истории советского кинематографа.

«Вы хотите, чтобы страна говорила о ворах?»: как Говорухин и Высоцкий сломали систему ради культового фильма

Вопреки всему: триумф настоящего искусства

Станислав Говорухин делился воспоминаниями, что случайное совпадение премьеры фильма со Днем милиции стало иронией судьбы. В своих мемуарах режиссер отмечал, что «идейная составляющая» картины вызывала сомнения как у МВД, так и у телевизионного начальства. Один из милицейских генералов, не стесняясь, прямо спросил: «Вы хотите, чтобы вся страна целую неделю говорила о ворах и проститутках?»

«Вы хотите, чтобы страна говорила о ворах?»: как Говорухин и Высоцкий сломали систему ради культового фильма

Тем не менее, фильм вышел на экраны практически без серьезных правок. Говорухин, находившийся во время первого показа в Казани, стал свидетелем невероятного явления: город буквально «вымер», все жители прильнули к экранам. Успех был оглушительным. Для Владимира Высоцкого и Владимира Конкина эти роли стали, пожалуй, вершиной их актерской карьеры. В памяти зрителей навсегда остались Сергей Юрский в образе Груздева и Станислав Садальский в роли «Кирпича». Да и буквально каждый актер, даже в самых небольших эпизодах, запомнился публике. Армен Джигарханян, несмотря на бесчисленное количество сыгранных ролей, так и остался для многих «Горбатым», что даже побудило Валентина Гафта посвятить ему отдельную эпиграмму. Такова сила истинного кинематографа, рождающегося не по приказу или к конкретной дате, а по искреннему велению души и глубокому желанию самих артистов.

Как вы считаете, справедливо ли, что судьба фильма «Место встречи изменить нельзя» так сильно зависела от воли и упорства одного человека?

«Вы хотите, чтобы страна говорила о ворах?»: как Говорухин и Высоцкий сломали систему ради культового фильма

Сегодня этот фильм остается живым свидетельством того, как талант, помноженный на невероятное упорство, способен преодолеть любые преграды. Он не просто развлекает, но и заставляет задуматься о вечных ценностях, о борьбе добра со злом, о силе духа и человеческих отношениях. И каждый раз, когда звучат знакомые фразы, мы вспоминаем о тех, кто подарил нам это чудо кинематографа.

Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

ДЗЕН Телеграм
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий