Мир кинематографа полон ярких звёзд первой величины, но есть и те, чьи лица знакомы миллионам, а имена остаются в тени. Актёры второго плана, чьи меткие реплики и колоритные образы навсегда врезались в память зрителей, часто мечтали о большем, чем минутная слава. Но реальность, увы, оказалась куда более суровой, чем оптимистичные сценарии их экранных героев. За кулисами ярких ролей скрывались трагедии, одиночество и несбывшиеся надежды.
Иногда достаточно нескольких фраз, чтобы персонаж стал культовым, а его исполнитель обрёл народную любовь. Однако зачастую эта любовь не приносила ни больших ролей, ни личного счастья. Их судьбы, полные драматических поворотов и горьких разочарований, достойны отдельного рассказа.
Несостоявшийся балет и горькое одиночество Сергея Филиппова
Образ шведского посла из бессмертной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» навсегда остался визитной карточкой Сергея Филиппова. Однако путь к актёрской славе был для него тернист. Юный Сергей мечтал о балете, но беспощадный приговор врачей — проблемы с сердцем — поставил крест на его хореографической карьере. Именно Театр комедии стал для него новой путеводной звездой, где он обрёл своё истинное призвание, осознав, как легко ему удаётся вызвать взрыв хохота в зале одной лишь репликой.

Публика обожала каждый созданный им образ, отмечая его уникальность и неповторимый шарм. После триумфа «Карнавальной ночи», где Филиппов виртуозно сыграл лектора, предложения посыпались одно за другим. Но даже ошеломительный успех не гарантировал безмятежной жизни. В возрасте за 50 актёр перенёс сложнейшую операцию по удалению опухоли головного мозга. Казалось, эта борьба не сломила его: он продолжил творить, а спустя несколько лет достиг пика своей карьеры, блестяще воплотив образ Кисы Воробьянинова в легендарной экранизации «12 стульев».
Личная жизнь великого комика была далека от идеала. Его первый брак с Алевтиной Горинович продлился более десяти лет, но затем распался. Сын Юрий, родившийся в этом союзе, эмигрировал с матерью в США, и с отцом они больше не общались. Второй большой любовью Филиппова стала детская писательница Антонина Голубева. Однако и это счастье было недолгим. В 1989 году Антонина скончалась, оставив артиста в полном отчаянии и без средств к существованию. Ещё целый год он прожил в мучительной изоляции, борясь с болезнями, психическими расстройствами и нищетой.

Сергей Филиппов ушёл из жизни от рака в 77 лет. Самым горьким было то, что его единственный сын так и не приехал на похороны. Актриса Любовь Тищенко, которая в последние годы поддерживала Филиппова, делилась душераздирающими подробностями: «Его копеечной пенсии хватало только на оплату коммунальных услуг, ему никто не помогал: ни театр, ни Гильдия актеров, ни общественные организации. Я приходила к нему, приносила еду, какую могла позволить на скромную актерскую зарплату, стирала его вещи».
Юрий, сын артиста, оспаривал утверждения о нищете отца, ссылаясь на дорогие книги и мебель, которые его окружали. Однако Любовь Тищенко вспоминала, что в день смерти Филиппова дочь и внучка Антонины Голубевой без промедления забрали все ценное из квартиры. Деньги на похороны собирал Александр Демьяненко. «Замечательный наш Шурик собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения», — с горечью рассказывал Евгений Моргунов, вспоминая печальный финал артиста, подарившего миру десятки незабываемых образов.

«Королева эпизода», забытая всеми: судьба Валентины Березуцкой
Валентина Березуцкая, которую советский зритель полюбил за роли в таких культовых фильмах, как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Стряпуха», а новое поколение узнало по сериалу «Каменская», не зря получила прозвище «королевы эпизода». Однако 90-е годы принесли с собой «период тишины»: приглашения в кино перестали поступать. В это непростое время Березуцкая, чтобы помочь внукам, которых она воспитывала, пока её дочь Полина была занята работой, снималась в рекламе кофе и конфет.
Возвращение славы пришло к актрисе в начале 2000-х, когда она сыграла бабушку в фильме «Старухи». Но возраст неумолимо брал своё. Только за последние месяцы 86-летняя артистка дважды оказывалась в больнице и перенесла воспаление лёгких. 31 января этого года скорая помощь не успела спасти её. Проститься с Валентиной Федоровной на Хованском кладбище приехали лишь самые близкие – не более 15 человек. Объяснение было печальным: молодёжь уже не помнила «королеву эпизода», а старикам было тяжело передвигаться зимой.

«Она была самой лучшей бабушкой, подняла нас с Вовчиком. Все спрашивала, когда я приеду, но не обижалась, говорила, главное, что нам хорошо», — с теплотой вспоминала внучка Березуцкой Анастасия в эфире программы «Ты не поверишь». Анастасия, живущая в Испании, хотела перевезти бабушку к себе, но та плохо переносила жару. В Москве за Валентиной Федоровной ухаживал внук Владимир, нанявший сиделку. Среди тех немногих, кто пришёл проводить актрису в последний путь, были и её соседи, знавшие её десятилетиями. На их глазах Березуцкая пережила потерю любимого супруга Владимира Агеева.
Несмотря на утраты и забвение, актриса до последних дней сохраняла бодрость духа. Она играла с четырёхлетним сыном Владимира и старалась быть полезной внукам, которым посвятила всю свою жизнь.

Герой войны, сломленный одиночеством: драма Алексея Смирнова
Исполнитель роли хулигана Феди из всенародно любимой «Операции «Ы» и других приключений Шурика» был полной противоположностью своему беспечному персонажу. Алексей Смирнов прошёл через суровые испытания войны, совершая героические вылазки на фронте. Из-за тяжёлой контузии он навсегда лишился возможности иметь детей, и эта трагедия заставила его расстаться с невестой Лидией Масловой, которая терпеливо ждала его возвращения. Гибель брата Аркадия в бою возложила на плечи Смирнова заботу о матери, страдающей от психического расстройства.
Начав свой путь в Ленинградском театре музыкальной комедии с массовки, Алексей Макарович постепенно стал получать второстепенные роли, а после участия в фильме «Кочубей» его заметили разные студии. Публике он запомнился по картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», но сам актёр считал, что нашёл «своего» режиссёра слишком поздно, когда сыграл драматическую роль механика Макарыча в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики».

Успех на экране контрастировал с глубоким одиночеством в личной жизни. Он так и не женился, а его мечта об отцовстве обернулась трагедией. Семь долгих лет Смирнов добивался разрешения усыновить мальчика Ваню из детского дома. Когда документы наконец были подписаны, произошло несчастье: умерла его мать. Сломленный горем, он пришёл в интернат в неподобающем виде, и ему навсегда запретили там появляться. Алексей Макарович был вынужден отказаться от мечты стать отцом.
На этом беды Смирнова не закончились. В конце 70-х он пережил сердечный приступ и провёл полгода в Мариинской больнице. За всё это время одинокого актёра навестил лишь Леонид Быков. «Будем жить, Макарыч! Будем жить», — произнёс режиссёр, цитируя фразу из их совместного фильма.

Через несколько недель после этих роковых слов Быков трагически погиб в автокатастрофе. Рассказывают, что Алексей Смирнов накрыл стол для врачей по случаю выписки, и когда он поднял бокал, чтобы произнести тост за друга, доктор сообщил о гибели Леонида Быкова. Смирнов молча вернулся в палату и вскоре скончался. По другой версии, известие о смерти товарища застало его уже дома. Актёру вновь стало плохо, и его забрали в клинику, где он ушёл из жизни седьмого мая 1979 года в 59 лет.
Из криминальных районов в киногерои: Лев Перфилов и его любовь
Детство Льва Перфилова, подарившего нам образ Гриши в фильме «Место встречи изменить нельзя», было наполнено трудностями. После смерти отца Лев и его брат Юра оказались в бедности. Пока мать пропадала на работе, мальчишки скитались по криминальным районам, не брезгуя воровством на вокзале. Если бы не второе замужество матери и переезд на Камчатку, Перфилов мог бы стать преступником не только на экране, но и в реальной жизни.

Ради учёбы в Щепкинском училище Лев Алексеевич перебрался в Москву, где встретил свою первую супругу. Рождение двойняшек не спасло брак, отношения разладились, и Перфилов переехал в Киев, где уже жила его мать. Местная киностудия предлагала ему роли злодеев, с которыми он блестяще справлялся, но бороться с собственной депрессией было сложнее. От алкогольной зависимости, возникшей из-за переживаний после развода, звезду эпизодов спасла новая любовь — Валентина, подарившая ему троих сыновей.
«В работе отец был неутомим, никогда не подводил людей. Он дважды переносил на ногах воспаление легких! У отца было прекрасное чувство юмора, он обожал шутки, хорошие компании», — вспоминали дети актёра.
Но и это семейное счастье оказалось не вечным. Лев Алексеевич вновь остался один, пока не встретил телеграфистку Веру. Молодая девушка, недавно пережившая развод, искала нового отца для своего сына. Разница в возрасте между супругами составляла 26 лет, но это не остановило Перфилова. Выбор актёра осуждала даже его мать, пока не осознала, какой поддержкой стала Вера для артиста в тяжёлые 90-е годы.

Перфилов остался без работы и серьёзно заболел. Перенесённая когда-то пневмония дала о себе знать, временами ему становилось тяжело дышать. В больнице актёру занесли инфекцию, после которой потребовалась серия уколов. Температура постоянно держалась высокой. В итоге, Лев Алексеевич, устав от бесконечных медицинских вмешательств, отказался от дальнейшей госпитализации. Он скончался в январе 2000 года в возрасте 66 лет. До самого конца рядом с ним была его верная супруга Вера.
Преданный дочерью: печальный финал Николая Парфенова
Первую роль Николай Парфенов исполнил в фильме «Сын полка», а затем быстро стал любимцем киножурнала «Фитиль» и «Ералаш». Его считали мастером бытового актёрского ремесла, на его счету было более 130 персонажей.

Будучи студентом, артист женился на Ольге Васильевой. В этом браке родилась дочь Ирина, но, как позже признавался сам актёр, их союз был недолгим и не принёс счастья. После расставания Николай Иванович сторонился женщин, но друзья решили исправить ситуацию, познакомив его с работницей Моссовета Ларисой. Они прожили вместе 47 лет, и хотя общих детей у них не было, Парфенов любил сына избранницы как родного.
90-е годы обрушили на артиста череду несчастий. Сначала его возлюбленная перенесла инсульт, а затем инфляция безжалостно уничтожила все семейные сбережения. Когда Парфенов овдовел, в его жизни остались только дочь Ирина и сестра Антонина Ивановна. Приёмные внуки, к сожалению, стали источником страданий: они «набегами» выносили из квартиры телевизор, а затем и всю мебель, оставив одинокого старика лишь с продавленной тахтой. «Мешаешься тут, сдох бы, что ли, поскорее!» — эти жестокие слова внуков супруги эхом отдавались в опустевшем жилище Николая Ивановича.

Казалось, все забыли некогда известного артиста. Он был никому не нужен, но благодаря крепкому здоровью, закалённому спортом, умирать не торопился. Николай Иванович принял решение переехать в специализированный пансионат при Доме актёра. Однако и здесь его ждало разочарование: условием заведения была передача жилья государству, а покойная Лариса Алексеевна успела прописать в квартире артиста внучку. Последняя не желала отказываться от наследства, лишив звезду кино возможности переехать.
Николай Парфенов тихо скончался на руках у сестры в возрасте 86 лет. Антонина Ивановна ожидала, что коллеги из театра придут проститься с актёром. Но этого не случилось. Лишь спустя время на могилу артиста стали приходить поклонники.
Одиночество «мастера гротеска»: трагедия Готлиба Ронинсона
Начальник Деточкина в «Берегись автомобиля», пассажир в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!», Марк Юрьевич в бессмертной комедии «О бедном гусаре замолвите слово» — за всеми этими образами стоит Готлиб Ронинсон, истинный мастер комического эпизода. Уроженец Вильнюса, он переехал с матерью в Москву в 20-е годы. Отец бросил семью, и постоянная нехватка денег вынудила Готлиба Михайловича рано начать работать. Всю свою жизнь артист страдал от приступов эпилепсии, из-за чего его даже не взяли на фронт.
До актёрской карьеры Ронинсона прочили в оперные звёзды, но ломка голоса помешала ему стать солирующим тенором. Окончив Щукинское училище, Готлиб Михайлович пришёл в Театр на Таганке, где его заметил Эльдар Рязанов и стал приглашать в свои комедии. Об артисте говорили, что он умеет быть заметным и «держать зал», называя его «мастером гротеска» за потрясающее владение мимикой.

«А еще он очень любил детей, — вспоминала актриса «Таганки» Марина Полицеймако, — хотя семьей так и не обзавелся. Ходил всегда аккуратный, подтянутый. Но при этом был бесконечно одинок. Под конец жизни очень страдал. Часто прогуливался рядом с домом, обожал птиц. Стоило ему выйти во двор, как со всей округи слетались голуби».
Готлиб Ронинсон стал жертвой инфляции, как и многие его коллеги. Он потерял все сбережения, которые мечтал завещать детскому дому, и этот удар судьбы пережил очень тяжело. Друзья говорили, что переживания ускорили его уход. Актёр скончался в полном одиночестве в 75 лет.
В тот день, 25 декабря 1991 года, должен был состояться спектакль «Мастер и Маргарита», в котором артист был занят. Готлиб Михайлович отличался чрезвычайной пунктуальностью и никогда не опаздывал ни на репетиции, ни на выступления. Поэтому, когда актёр впервые не явился на работу, коллеги забили тревогу и сразу после представления отправились к нему домой, где и обнаружили тело Ронинсона. Удивительно, но ещё за несколько лет до своего ухода «мастер гротеска» заказал себе надгробную плиту. Он беспокоился, что некому будет позаботиться о похоронах одинокого служителя сцены.
Проигранная жизнь: Раднэр Муратов и пагубная страсть к скачкам
С самого детства Раднэр Муратов лелеял мечту о небе и окончил школу ВВС. Но однажды, прогуливаясь по Москве, профессиональный пилот увидел объявление о наборе студентов во ВГИК. Это спонтанное решение привело его в театральный вуз, куда Муратова приняли с первого раза. Его дебют на экране состоялся в фильме «Композитор Глинка», но настоящую всенародную любовь Раднэр Зинятович обрёл после выхода комедии «Джентльмены удачи», где он сыграл незабвенного Василия Алибабаевича.

Муратов оставался «эпизодником», что его вполне устраивало, ведь работы было достаточно. Проблема крылась в другом: артист пристрастился к скачкам. Говорили, что в 70-е годы он проиграл столько, что на эти деньги можно было купить несколько автомобилей. Друзья отвернулись от азартного игрока, постоянно занимавшего деньги на ипподром. Из-за этого пагубного увлечения Раднэр Зинятович потерял и свою супругу Елену Довлатбекову.
Последние годы актёр провёл в нищете, ведя поистине аскетический образ жизни. Страдая болезнью Альцгеймера после перенесённого в 2000 году инсульта, Муратов часто не мог найти дорогу домой. Его материальное положение стало невыносимым: в доме не было ни мебели, ни холодильника, ни телевизора, а постелью служила снятая с петель дверь. «Летом совсем плохо стало с его здоровьем. Терял ключи. Мог надеть разные ботинки. Иногда обида у него проскальзывала: подзабыли его. Вот, мол, по телевизору фильмы его показывают, а его и не представляют», — с горечью рассказывала соседка Раднэра Зинятовича, Галина Викторовна.
У актёра был сын Леонид, но отношения между ними не сложились. Муратова очень задело, что Леонид пытался устроить отца в Матвеевский дом ветеранов кинематографии. Раднэр Зинятович был гордым человеком и даже в условиях крайней нужды не принимал сумки с продуктами от соседей.
За два месяца до смерти Муратов пропал, выйдя на прогулку. Сотрудники милиции обнаружили его на улице дезориентированным и, не узнав, отправили в психиатрическую клинику. Местные доктора оказались сведущими в кинематографе и перевели артиста в обычную больницу. Он скончался в 2004 году от повторного инсульта. Газеты писали, что ушёл последний «джентльмен удачи».
Прерванный полёт инженера-самородка: тайна Анатолия Калабулина
Анатолий Калабулин, обретший популярность благодаря небольшим, но запоминающимся ролям в комедиях Леонида Гайдая, не имел актёрского образования. Он был инженером и попал в кино совершенно случайно. Говорили, что режиссёра привлекла его необычная, колоритная фактура. Калабулин сыграл харизматичного стрельца в картине «Иван Васильевич меняет профессию», а затем принял участие в съёмках фильмов «Не может быть!» и «12 стульев».

Публике особенно полюбились маленькие, но искромётные образы, созданные Анатолием Калабулиным в лентах «Золотая речка», «О друзьях-товарищах», «Сердце России». В 1970 году ему посчастливилось принять участие в съёмках советско-болгарского фильма «Любовь к трём апельсинам». Последним персонажем, воплощённым актёром, стал зритель из зала в картине «Похищение «Савойи».
Всего Анатолий Тимофеевич снялся в 12 картинах, но так и не получил желанную масштабную роль. Окружающие восхищались его природным талантом, отмечая, что в его улыбке было что-то по-настоящему искреннее. У него было множество планов и надежд на развитие карьеры, но в конце 70-х Калабулин серьёзно заболел циррозом печени. Страшный диагноз унёс жизнь 43-летнего актёра.

К сожалению, об артисте сохранилось очень мало информации, сомнения вызывает даже вопрос о его настоящей фамилии: на могильной плите актёра высечено «Колабулин». О личной жизни Анатолия Тимофеевича ничего неизвестно, но ходили слухи, что всю жизнь он был одинок, полностью отдавая себя любимой работе.
Эти актёры, словно яркие мазки на холсте кинематографа, добавляли картинам неповторимый колорит, порой становясь для зрителей значимее, чем основные сюжетные линии. Они начинали свой путь с массовки, получали первые заметные роли и таили в себе надежду однажды раскрыть свой талант в большом кино. Публика не всегда помнила их имена, но ценила цепляющие реплики и эффектные появления. Названные «королями эпизода», они так и замирали в этой точке, а их амбициям не суждено было осуществиться. Болезни, разводы, одиночество и другие жизненные невзгоды окончательно убивали их надежды и веру в себя, оставляя после себя лишь горькое послевкусие несбывшихся мечтаний.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

