Ирина Алфёрова, чья красота десятилетиями пленяла миллионы, сама воспринимала её как тяжкое бремя. Эталон советской женственности, она чувствовала, что ослепительная внешность заслоняет её талант, мешая окружающим разглядеть глубину души. Долгие годы артистка жила в терзаниях, но внутренний покой обрела лишь в зрелости. Однако парадокс в том, что, глядя в зеркало на отражение прожитых лет, она по-прежнему ощущает себя юной Констанцией Бонасье, чей образ стал её визитной карточкой.
Чудо рождения и уроки добра
Появление Ирины на свет могло и не состояться. Её родители, Иван Кузьмич и Ксения Архиповна, уже воспитывали дочь, которой не было и четырёх месяцев, когда вторая беременность стала для них полной неожиданностью. Супруги приняли непростое решение прервать её. Ксения Архиповна уже готовилась к визиту в больницу, пока муж был в командировке. Но вечером, увидев двух маленьких дочерей-погодок, Иван Кузьмич был словно пронзён осознанием: он мог лишить жизни одну из своих будущих девочек. Ему пришлось преодолеть немалое расстояние до ближайшей почты, уговаривая её работников открыть отделение, чтобы отправить срочную телеграмму жене. Сообщение дошло вовремя: Ксения Архиповна отказалась от аборта, и 13 марта 1951 года мир встретил будущую звезду.
В детстве маленькая Ира вовсе не мечтала о сцене; осознание её истинного призвания пришло гораздо позже, в старших классах школы. Все самые важные жизненные принципы она переняла от матери, Ксении Архиповны, которая в годы Великой Отечественной войны добровольцем служила стрелком-радистом дальней авиации. После демобилизации она получила юридическое образование и стала адвокатом. Отец, Иван Кузьмич, начинал карьеру в КГБ, затем перешёл в уголовный розыск, но после тяжёлой травмы, когда лишился ступней, попав под трамвай, начал искать утешение в алкоголе.

Семья жила более чем скромно, и матери приходилось трудиться за двоих. При этом она никогда не позволяла себе повышать голос на дочерей, Татьяну и Ирину, которые всегда чувствовали рядом с ней тепло и свет. Главный урок, усвоенный Ириной от матери, был неизменен: нести людям добро. Несмотря на финансовые трудности, в их доме всегда были рады гостям, а соседских детей и друзей дочерей неизменно угощали домашними пирогами. Девочки росли творческими натурами: устраивали импровизированные представления прямо во дворе, и именно эта самодельная сцена стала первой площадкой для юной Ирины.

В старших классах Ирина записалась в театральную студию, расположенную при Доме учёных в новосибирском Академгородке. Там она встретила людей, казавшихся ей невероятно свободными, словно пришельцами из другого мира. Девушка также стала завсегдатаем клуба «Под интегралом», где велись долгие и горячие споры на самые разные темы. В 1968 году, на первом Всесоюзном фестивале самодеятельной песни, организованном клубом, Ирина неожиданно приняла участие в конкурсе красоты. Хотя она всячески сопротивлялась, её буквально вывели на сцену прямо из зала. Конкурс был не только о внешности: участницы пели, танцевали, разгадывали ребусы. В итоге Ирина завоевала титул «Мисс Пресса», хотя сама себя красавицей не считала и уже тогда мечтала, чтобы её ценили за талант и внутренние качества. Занятия в студии придали ей уверенности, и вскоре она объявила родителям о твёрдом намерении стать актрисой и отправиться покорять Москву. Отец был категорически против, но мать горячо поддержала дочь.

Тернистый путь к славе: ГИТИС и «Ленком»
Мать лично повезла Ирину в Москву. Первый в жизни полёт на самолёте произвёл на юную девушку неизгладимое впечатление. В ГИТИСе её ждало первое разочарование: она приехала ко второму туру, и ей настоятельно посоветовали приходить через год. Но тут произошло нечто необъяснимое: некий юноша неожиданно появился, вписал её фамилию в список на третий тур и бесследно исчез. Для Алфёровой это стало первым доказательством существования чуда в её жизни.

Будучи очень домашним ребёнком, в Москве она тяжело переносила разлуку с родными, плача от тоски по дому. Ходили слухи, что особых успехов в учёбе у неё не было, и после первого курса её даже рассматривали на отчисление. Однако на четвёртом курсе ей поступило лестное предложение: Василий Ордынский пригласил её на главную роль Даши в экранизацию «Хождения по мукам». Режиссёр взял с Ирины слово, что до выхода фильма в 1977 году она не будет сниматься в других проектах и играть в театре. Алфёрова сдержала обещание, отказавшись от заманчивых предложений таких мэтров, как Леонид Гайдай и Григорий Чухрай.

После премьеры «Хождения по мукам» имя Ирины Алфёровой зазвучало по всей стране. Более того, она получила приглашение в труппу легендарного «Ленкома» от самого Марка Захарова. Актриса была на седьмом небе от счастья, но эта эйфория оказалась скоротечной: в театре её ждали долгие годы работы в массовке, где ей так и не давали раскрыться. По её собственным словам, отношения с мэтром не сложились с самого начала. Последней каплей стала предложенная ей роль собачки, которой нужно было лишь лаять на сцене. Алфёрова, не выдержав, подала заявление об уходе, а обиженный Марк Захаров в сердцах заявил, что никогда не видел в ней таланта, держал в труппе исключительно ради Александра Абдулова, которого очень ценил и оберегал.

Захаров был не единственным, кто скептически относился к таланту актрисы. Мастер эпиграмм Валентин Гафт был беспощаден, прозрачно намекая, что никакого таланта у Алфёровой нет, и всего она добилась исключительно благодаря своей внешности. Гафт не постеснялся вставить в эпиграмму крепкое словцо, призывая актрису искать успеха «в постели, а не в театре или кино». Следующей значимой работой в кино стала роль Констанции Бонасье в культовом фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Однако режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич открыто жаловался, что Алфёрову ему «навязало руководство», и потому изначально относился к ней предвзято. Он критиковал каждый её шаг, а сама актриса впоследствии вспоминала работу в этой ленте как «сущий ад». Единственным, кто оказывал ей поддержку в тот непростой период, был Михаил Боярский. Стоит отметить, что роль Д’Артаньяна мог сыграть Александр Абдулов, за которого она вышла замуж за два года до премьеры «Мушкетёров».

Три брака: от Болгарии до Абдулова
Со своим первым мужем, болгарином Бойко Гюровым, Ирина Алфёрова познакомилась на первом курсе ГИТИСа, во время приёма в болгарском посольстве. Бойко, сын известного математика, учился в МГИМО и был совершенно очарован невероятной красотой Ирины. Их бракосочетание состоялось прямо в посольстве. В мае 1974 года на свет появилась дочь Ксения, названная в честь матери актрисы. Однако семейная жизнь оказалась недолгой: Ирина стремилась играть в театре и сниматься в кино, а Бойко мечтал о жене-домохозяйке, полностью посвятившей себя семье и домашнему очагу. Актриса не была готова к такой роли, и их брак распался.

Затем в её жизни появился Александр Абдулов. Вопреки многочисленным слухам о том, что их союз был инспирирован Марком Захаровым исключительно ради пиара «Ленкома», роман между ними был настоящим и искренним. Они поженились ещё до того, как стали всенародно знамениты: об Алфёровой заговорили в 1977-м, а Абдулов стал любимцем публики в 1978-м. К сожалению, этот брак также не продлился долго. Алфёрова признавалась, что Абдулов оказался для неё «другой планетой», и в последние годы совместной жизни она была глубоко несчастлива, плача каждый день.

О супружеских изменах Абдулова судачили многие. В 1989 году у него завязался роман с начинающей певицей Визой. По её словам, Абдулов красиво ухаживал за девушкой, которая чувствовала себя одинокой в Москве. Вскоре они начали встречаться «на Сашиной территории» в то время, когда Алфёрова была в театре или на гастролях. Однако спусковой механизм развода был запущен задолго до этого романа, и в 1993 году супруги окончательно расстались.

Алфёрова тяжело переживала этот разрыв, но, как всегда, продолжала верить в чудо. Спустя всего два года после развода она вышла замуж в третий раз. Её избранником стал актёр Сергей Мартынов, роман с которым вспыхнул на съёмках фильма «Звезда шерифа». С ним она, наконец, обрела подлинное и полное счастье, которого так долго искала.
Семейная гавань и борьба с возрастом
Сергей Мартынов обожает свою жену и сегодня, спустя 30 лет после свадьбы, говорит о ней с нежностью и восхищением. Ирина Ивановна не прекращала сниматься и играть в театре, оставаясь при этом заботливой женой и чуткой матерью. Родных детей, кроме Ксении, у неё больше нет, но она приняла в семью детей мужа от предыдущего брака. Их мать скончалась, и Сергей Мартынов забрал Анастасию и Сергея, с которыми Ирина Ивановна смогла найти общий язык, став для них настоящей матерью. Кроме того, она воспитывала и сына своей старшей сестры, которая ушла из жизни в 1997 году.
Ирина Алфёрова не пытается делать вид, что время над ней не властно, и не скрывает своих переживаний. Впервые она призналась в том, что ей не нравится старение, ещё в 40 лет, и с каждым годом лишь убеждается в своей правоте. Она смотрит в зеркало и не узнаёт себя, ощущая себя внутренне той же молодой женщиной, что и много лет назад. Актриса даже подумывала о пластической операции, но Сергей Мартынов был категорически против, пригрозив разводом, если она ляжет под нож хирурга. Актриса безмерно благодарна мужу не только за то, что он уберёг её от этого шага. Главное, он продолжает смотреть на неё любящими глазами, несмотря на возраст, даря ей бесценное ощущение востребованности и красоты.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
