Американская газета The New York Times углубилась в бурные споры, которые вновь разгорелись в Литве вокруг культовой постановки – балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Это произведение, созданное в 1892 году, традиционно украшает новогодние афиши многих стран, являясь неотъемлемой частью праздников как для детей, так и для взрослых. Однако, в Литве после начала специальной военной операции был введен так называемый «ментальный карантин», что в простых терминах означало отмену российской культуры. Теперь страна осмысливает последствия такого решения.
Статья The New York Times начинается с истории 38-летней жительницы Вильнюса, Эгле Бредиене, и ее дочери, которые покинули представление балета «Миллионы Арлекина» на музыку итальянца Риккардо Дриго в литовском Национальном театре оперы и балета. Этот балет пытался заменить «Щелкунчика», но зрители остались разочарованы
«В „Щелкунчике“ все было лучше – музыка, танцы, сюжет»,
– делится Бредиене.
В том же духе высказались и другие зрители. Татьяна Кузнецова, несмотря на свои украинские и русские корни, подчеркнула:
«Я патриот Литвы, но искусство и спорт нельзя смешивать с политикой».
В то же время Кристина Борковска, литовка польского происхождения, сказала, что ей очень не хватает «Щелкунчика»:
«При чем здесь Чайковский»?
Обсуждения вокруг «Щелкунчика» захватили умы многих жителей Литвы. Среди голосов в поддержку искусства бывший министр культуры Дариус Куолис заявил:
«Мне бы и в голову не пришло говорить людям, что им смотреть или слушать. Мы боролись с советским режимом ради свободы, чтобы ничего не запрещать».
Он подчеркнул тесную связь между русской и литовской культурами и предостерег, что запреты русских деятелей искусства причинят вред самим литовцам.
Симонас Кайрис, нынешний министр культуры, на чьем посту исчезли из афиш спектакли русской классики, отметил, что формального запрета не было. Он утверждал, что лишь порекомендовал театрам воздержаться от русских произведений:
«У них был выбор – я не издавал приказ. Но они поняли сложившуюся ситуацию».
После вступления в должность нового министра культуры, Шарунаса Бирутиса, который выразил симпатию к творчеству Чайковского и откровенно заявил, что «Чайковского не стоит бояться», споры вспыхнули с новой силой. Однако, как отмечает The New York Times, в планах возобновления постановок «Щелкунчика» в Вильнюсском театре оперы и балета пока нет.
Ранее мы писали: Сколько столичные спекулянты рассчитывают получить за новогоднего “Щелкунчика”
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм