После того как Юрий Андропов возглавил страну, маститый режиссёр Эльдар Рязанов оказался на распутье. Только что завершив работу над пронзительной драмой «Вокзал для двоих», он не понимал, какие сюжеты будут востребованы в новой политической реальности. Взяв небольшую творческую паузу, кинематографист внезапно наткнулся на идею, которая не давала ему покоя — экранизировать бессмертную «Бесприданницу» Александра Островского. Так родилась картина «Жестокий романс», до сих пор вызывающая жаркие дискуссии. Погрузимся в историю создания этого культового фильма, чья судьба оказалась не менее драматичной, чем сюжетная линия его героев.
Проклятие «Бесприданницы»: триумф после провала
История знала лишь одну попытку перенести «Бесприданницу» на большой экран до Рязанова. В 1936 году режиссёр Яков Протазанов представил свою версию, однако публика встретила её без энтузиазма. Зрители безжалостно назвали Сергея Паратова «прямолинейным пошляком», а Ларису Огудалову — «сентиментальной дурой», ослеплённой любовью к человеку, которого они считали «кровопийцей». Казалось, после такого оглушительного провала любая последующая экранизация будет обречена на забвение.

Но в начале 1980-х годов Эльдар Рязанов дерзнул бросить вызов судьбе. Его «Жестокий романс», вышедший в 1984 году, до сих пор остаётся предметом жарких споров среди зрителей и критиков. Общество разделилось на два лагеря: киноведы упрекали картину в «пошлости», а игру дебютантки Ларисы Гузеевой называли «слабой». Однако зрительский успех был бесспорным. За первый год проката фильм посмотрели 22 миллиона человек, а уже через год на престижном кинофестивале в Дели «Жестокий романс» завоевал главный приз, подтвердив свой статус шедевра.

Звёздный дуэт: Михалков и Мягков
Для своего нового творения Эльдар Рязанов с особой тщательностью подбирал актёрский состав. Прочитав сценарий, режиссёр не сомневался: роль Паратова должен исполнить только Никита Михалков. Чтобы убедить звезду принять участие в проекте, Рязанов отправил ему сценарий с интригующей запиской: «Если ты и Андрей Мягков будете сниматься, я буду снимать картину, а если нет, то не буду».

В тот момент Михалков был занят подготовкой к съёмкам собственного фильма «Очи чёрные» и колебался, сможет ли совмещать два таких масштабных проекта. Пауза на раздумья понадобилась и Андрею Мягкову, которому была предложена роль Карандышева. Однако между Мягковым и Рязановым уже сложились крепкие творческие узы: они работали вместе над тремя картинами. Вскоре артист с радостью объявил о своём согласии продолжить сотрудничество. Вслед за ним положительный ответ дал и Михалков, тем самым закрепив за собой одну из самых запоминающихся ролей в своей карьере.

На роль Хариты Огудаловой Рязанов утвердил Алису Фрейндлих без малейших колебаний. Но когда все ключевые мужские роли были распределены, перед режиссёром встал главный и самый сложный вопрос: кто же воплотит на экране образ Ларисы Огудаловой?
Дебют, невежество и рваные джинсы
В ходе мучительных поисков главной героини Эльдар Рязанов встретил Ларису Гузееву. 23-летняя выпускница Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, ещё не успевшая проявить себя ни на театральной сцене, ни в кино, сразу привлекла внимание мэтра. Режиссёр прекрасно осознавал весь риск, связанный с выбором неопытной актрисы, но, как он сам позднее признавался, его покорила «экзотичность» Гузеевой. Она пришла на пробы «очаровательного создания» в рваных джинсах, совершенно не вписываясь в привычные рамки.

Съёмки стали настоящим испытанием для юной дебютантки. Режиссёру приходилось повторять одну и ту же сцену по 10-15 раз, поскольку Гузеева никак не могла освоить манеры дворянки. «Поначалу её профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче», — вспоминал Рязанов. Он даже признавался, что иногда опускался перед актрисой на колени, чтобы она почувствовала свою значимость и смогла быстрее вжиться в роль. Сама Лариса Гузеева впоследствии признавалась, что так и не смогла посмотреть свой первый фильм от начала и до конца.
Пощёчина от Фрейндлих и поддержка Михалкова
На съёмочной площадке к юной актрисе относились с пониманием, стараясь всячески помочь ей. Никита Михалков, например, называл Ларису «отличной партнёршей» и никогда не повышал на неё голос. В перерывах между дублями он советовал Гузеевой воздержаться от съёмок в других проектах до выхода «Жестокого романса», предрекая ей оглушительный дебют. Опытный артист даже предлагал ей материальную помощь, чтобы она могла комфортно переждать этот период.
Самая неожиданная поддержка пришла от Алисы Фрейндлих. В одной из ключевых сцен героиня Гузеевой должна была одновременно плакать и смеяться. Актриса никак не могла совместить эти две эмоции, что вывело Рязанова из себя. Режиссёр начал кричать, требуя от Гузеевой собраться, и тут вмешалась Фрейндлих. Она скомандовала оператору начать съёмку, подошла к Ларисе и звонко ударила её по щеке. От неожиданности молодая актриса расплакалась. В этот момент Фрейндлих скомандовала ей смеяться. Сцена была снята. После завершения работы Алиса Фрейндлих подошла к Гузеевой, чтобы извиниться, но вместо этого услышала слова искренней благодарности.
На грани жизни и искусства: загулы и спасение
Большая часть съёмок проходила в живописной Костроме. Новость о присутствии звёзд моментально разнеслась по городу, и горожане ежедневно стекались к съёмочной площадке, мечтая получить автограф или хотя бы мельком увидеть любимых артистов. Рязанов задумал начать картину с эффектной сцены, где Робинзон должен был «проснуться» на пляже абсолютно обнажённым. Эпизод был отснят, но в финальную версию фильма так и не вошёл. Однако костромичи стали свидетелями того, как голый Бурков бегал по пляжу, вызывая бурю эмоций.
Не отставал и Никита Михалков. Полностью вжившись в образ своего героя, он почти каждый день устраивал щедрые застолья за свой счёт, демонстрируя истинно дворянскую широту души. Но самым напряжённым моментом на съёмочной площадке стала сцена убийства Ларисы. Андрей Мягков, плывший в лодке спиной вперёд, оказался слишком близко к пароходу. Лопасти судна мгновенно затянули лодку вместе с артистом под воду. Испуганная съёмочная группа отсчитывала секунды, опасаясь худшего. Но, к всеобщему изумлению, Мягков не только самостоятельно выбрался на берег, но и остался совершенно невредимым, умудрившись даже «спасти» свои очки. Сам актёр признался, что в тот момент не думал о гибели, а больше всего его расстроила мысль о напрасной работе, проделанной над фильмом. Эльдар Рязанов, создавая «Жестокий романс», был абсолютно убеждён: картина войдёт в золотой фонд отечественного кино. Его предчувствие сбылось, пусть и спустя некоторое время. Фильм до сих пор собирает восторженные отзывы зрителей, оставаясь одним из самых ярких произведений советского кинематографа.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
