Этот год мог бы стать 87-м днём рождения для Борислава Брондукова, актёра, чьи эпизодические роли навсегда остались в сердцах зрителей. Однако вот уже 21 год, как его нет с нами. На экране он часто представал в образах непутёвых пьяниц и неуклюжих неудачников, вызывая искренний смех, но за кулисами собственной жизни поводов для радости было до обидного мало. Лишь бесконечная преданность и любовь супруги стали его неизменным маяком в бушующем море испытаний.
Большинство режиссёров видели в Бориславе Брондукове исключительно комедийный талант. Его персонажи, пусть и мелькавшие на экране всего несколько минут, были настолько яркими и живыми, что мгновенно проникали в душу. Всесоюзная известность обрушилась на артиста после блестящего воплощения образа Федула в культовой картине «Афоня». Но эта слава оказалась обоюдоострой: он моментально стал заложником своего экранного амплуа алкоголика и проходимца, настолько убедительно он выглядел. Предложения посыпались одно за другим, но все они были однотипными, повторяющими уже сыгранный материал.
Борьба за счастье и призвание
Талантливый актёр вёл непростую битву не только за место под солнцем в кинематографе, но и за личное счастье. Доказать миру, что он не просто «эпизодник», но глубокий и многогранный артист, было непросто. Однако ещё сложнее оказалось обрести ту единственную, с которой можно было разделить жизнь. Мало кто знает, что путь к семейному благополучию для Борислава Николаевича был тернистым и отнюдь не гладким. Зато его вторая супруга, Екатерина Петровна, не раз спасала своего «звёздного» мужа от безжалостных болезней, которые постепенно пожирали его изнутри.

Судьба артиста, покинувшего этот мир 10 марта 2004 года в возрасте 66 лет, была щедра на драматические повороты. Вспоминая его жизненный путь, мы погружаемся в историю, которая одновременно прекрасна своей искренностью и трагична в своих испытаниях.
Дорога в мир кино
Путь Борислава Брондукова к кинематографу был извилист и неочевиден. Родившись в рабочей семье в селе Дубовая Киевской области, он годами искал своё истинное призвание. После окончания строительного техникума он успел поработать прорабом, а затем трудился на заводе «Арсенал». Именно увлечение заводской самодеятельностью открыло ему двери в мир искусства. Однажды, во время одного из его выступлений, талантливого рабочего заметил ректор Театрального института имени Карпенко-Карого и, впечатлённый увиденным, предложил ему подать документы в вуз.

Однако первое столкновение с театральным миром оказалось жестоким. Члены приёмной комиссии встретили будущего артиста с обескураживающей прямотой и даже грубостью.
«Знаете, с такой внешностью, как у Вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься», — без обиняков заявили они.
Если бы не решительное вмешательство ректора, Борислав так и не стал бы студентом театрального вуза. Но Николай Заднепровский не смог стерпеть подобного отношения.

«Вы чего его гоните? Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. А ну-ка, берите у него документы!» — возмущённо произнёс он, положив конец несправедливости.
Дебют Брондукова на большом экране состоялся в фильме «Цветок на камне», где он сыграл Ковалёва. Именно тогда его начали узнавать под именем «Борислав», хотя при рождении мама нарекла сына Болеславом. Это событие стало настоящим вторым рождением для бывшего рабочего — рождением актёра.
Всенародный «Федул»
Борислав Брондуков, по его собственным словам, не испытывал сильных переживаний из-за отсутствия главных ролей. «Чёрт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!» — с характерной для него уверенностью заявлял артист. Так, в 70-х годах ему предложили воплотить образ Федула, пьющего соседа из киноленты «Афоня». Брондуков настолько глубоко вжился в этот персонаж, что зрители были убеждены: в реальной жизни он такой же негодяй и пьяница. Это мнение, конечно, было ошибочным, но режиссёр фильма Георгий Данелия, поражённый пробой актёра, специально дописал для Борислава Николаевича ещё несколько сцен.

Не случись переноса съёмок с киевской студии на «Мосфильм», Брондуков вполне мог бы сыграть главную роль. Однако судьба распорядилась иначе, и сантехника Борщова в итоге воплотил на экране Леонид Куравлёв. Тем не менее, народная любовь к Бориславу Николаевичу была безграничной. Данелия вспоминал, что на встречах со зрителями в кинотеатрах именно Федул срывал самые бурные аплодисменты.
«В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что, когда во время съёмок в ресторане он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно», — с улыбкой рассказывал Георгий Данелия, подчёркивая невероятное перевоплощение артиста.
Подобные ассоциации сыграли свою роль: актёра постоянно приглашали на пробы персонажей с криминальным прошлым, пьяниц и дебоширов. При этом сам Брондуков никогда не имел проблем с алкоголем, и иногда его обижало, когда прохожие сравнивали его с Федулом. «Многих обманывала внешность простака. И часто зритель, увидев актера на улице, путал экран с жизнью, не понимая, насколько Борислав Николаевич страдал от излишнего внимания. К нему ведь многие относились как к комику и постоянно ждали шуток, анекдотов, что он будет смешить. А ему не нравилось, что донимают, и порой он достаточно жестко отгонял назойливых поклонников. Фамильярность он пресекал мгновенно. Борислав Николаевич не был поверхностным артистом, и за внешним комическим рисунком чувствовалась и тонкая ранимая душа, и перенесенная некогда боль, и непростая судьба», — делился своими наблюдениями Дмитрий Харатьян, работавший с Брондуковым в «Зеленом фургоне». И Харатьян был абсолютно прав: путь артиста к признанию был далеко не лёгким.

Неудачный брак и встреча с «ангелом-хранителем»
О первом браке Борислава Брондукова говорят немного. Известно лишь, что в начале 60-х годов он связал себя узами брака со студенткой Ленинградского политехнического института. Однако этот союз оказался недолговечным. У супруги артиста обнаружили серьёзное психическое заболевание, что сделало совместную жизнь невозможной. После развода Борислав Николаевич на несколько лет погрузился в глубокую печаль, перестал думать о женщинах и, по некоторым свидетельствам, даже начал злоупотреблять алкоголем.
Но любовь, как это часто бывает, постучала в его двери совершенно неожиданно. Случайная встреча с 18-летней Екатериной в аэропорту стала началом большой и светлой истории. Катя мечтала о театральной карьере, и Борислав Николаевич с готовностью предложил ей помощь в освоении актёрского мастерства. Благодаря его урокам девушка успешно поступила в вуз. Однако поначалу звезда эпизодов показался ей чересчур нахальным. Влюблённому Брондукову потребовался целый год настойчивых ухаживаний, чтобы завоевать расположение своей новой музы.

Екатерина вытащила актёра из оков депрессии, а взамен получила безграничную заботу и трепетное отношение. Они поженились в 1969 году и с тех пор были неразлучны. Из начинающей артистки получилась изумительная супруга: она неустанно вела хозяйство, готовила, стирала, убирала, терпеливо ждала любимого с репетиций и подарила ему двоих сыновей — Константина и Богдана. Несмотря на тринадцатилетнюю разницу в возрасте, в семье Брондуковых царило удивительное взаимопонимание. Со временем Екатерина Петровна признала, что не создана для сцены, и полностью посвятила себя дому и семье. Она мечтала о дочери.
«Как только родился второй мальчик, сказала Броне: «У нас сейчас благополучно с деньгами. Давай родим ещё одного». Но через месяц Бронечка подошёл ко мне, опустив голову, и сказал: «Может, давай не сразу? Уж больно тяжело», — вспоминала Екатерина Петровна в одном из интервью, делясь сокровенным.
Брондуков был весьма популярен, блистая в ролях незадачливого жениха в «Гараже», инспектора Лестрейда в «Приключениях Шерлока Холмса» и фальшивого капитана в «Мы из джаза». Однако, как отмечала его супруга, зарабатывал он не больше других. Сначала семья ютилась в коммуналке, и лишь обмен подаренной государством квартиры в Березняках позволил им обзавестись четырёхкомнатным жильём. Но главные испытания были впереди: здоровье Борислава Николаевича пошатнулось, и именно тогда поддержка Кати, которую по праву прозвали его ангелом-хранителем, оказалась бесценной.

Тяжёлая болезнь и нищета
Первый инсульт настиг Брондукова после завершения работы над картиной Николая Мащенко «Карастояновы», где супруги снимались вместе. Борислав Николаевич играл командира партизанского отряда, которому сообщают о гибели всей его семьи. «Как он сыграл трагедию! Я даже забыла, что это съемки, и хотела крикнуть: «Прекрати, а то сейчас умрешь!» Наверное, это было предчувствие чего-то страшного. Съемки были в декабре, а в январе случился приступ», — с дрожью в голосе вспоминала жена актёра.
Несколько машин скорой помощи прибыли в дом артиста. После инсульта Екатерина Петровна самоотверженно заново учила его говорить, занимаясь с ним сценической речью. Брондуков даже не помышлял о завершении карьеры и вскоре согласился на новый эпизод, правда, уже с озвучиванием другого актёра. Но второй приступ не заставил себя ждать, застав Борислава Николаевича по пути на съёмки.
«Бронечка три дня был в коме. Я ночевала с ним в больнице на одной койке. Кормила его, помогала ходить. И дело пошло — он выкарабкался. После второго инсульта у него ухудшилось зрение. А я в это время, чтобы как-то поддержать семейный бюджет, взялась за швейную машинку», — с горечью пояснила Екатерина Петровна, описывая те тяжёлые времена.
Это произошло в 1993 году, и лишь когда спустя три года артисту назначили президентскую стипендию, семье стало немного легче. Актёр частично восстановился после болезни, но в киноиндустрии наступил кризис. Супруга оставила работу, чтобы полностью посвятить себя уходу за Брондуковым, и денег катастрофически не хватало. Им приходилось принимать пирожки от узнавших Борислава Николаевича прохожих и брать «суповой набор» от знакомого мясника.
В последний раз артист появился на экране в 1997 году в киноленте «Хиппиниада, или Материк любви». Вскоре после этого он перенёс очередной, третий инсульт. На этот раз актёр уже не смог восстановить силы: он почти не говорил и с трудом двигался, но жена утверждала, что могла прочесть всё по глазам своего любимого. Екатерина Петровна не оставляла супруга ни на минуту до самого конца, и благодаря её безграничной заботе он прожил ещё семь лет. Из-за высокой температуры у Брондукова нарушилось кровообращение, и он скончался на руках у своей спутницы жизни 10 марта 2004 года.
Екатерина Брондукова держится благодаря своим детям, внукам и драгоценным воспоминаниям. Спустя четыре года после ухода супруга она опубликовала книгу, где собрала его признания в любви. Снявшись в 115 фильмах, Борислав Николаевич часто повторял, что лучшей работой в своей жизни считает роль заботливого мужа для любимой Екатерины.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
