Для целых поколений зрителей она навсегда осталась нежной Настенькой из волшебной сказки «Морозко» и отважной Аленушкой, покорявшей огненные испытания. Однако для коллег по Большому театру её имя звучало иначе: танцовщица Наталья Седых. Именно безграничная преданность балету в итоге стоила этой звезде не только блистательной кинокарьеры, но и, в определённой степени, семейного счастья. Удивительно, но Наталья Седых принадлежит к числу тех редких артисток, кто после оглушительного успеха на большом экране предпочёл вернуться к своей главной страсти – балету, отказавшись от мира кино. Её приоритеты были непоколебимы: сцена Большого театра значила для неё больше любой славы.

Как же складывалась личная жизнь этой уникальной женщины? Артистка твёрдо верила, что предназначение каждой женщины – стать матерью, но о замужестве никогда не грезила. Лишь композитору Виктору Лебедеву удалось убедить её пойти под венец. К сожалению, их совместный путь завершился печальной нотой: супруг был уличён в неверности. После этого горького опыта Наталья Седых больше не решалась на брак, хотя поклонников, желающих связать с ней судьбу, было немало. 10 июля Наталья Седых отметила своё 73-летие, и сегодня мы погрузимся в историю её жизни, узнаем, с кем она делила радости и горести, чем по праву гордилась и о чём, возможно, сожалела.

Мечты детства: от фигурного катания до балета
Вся жизнь будущей звезды была неразрывно связана с Москвой. Её отец, полковник Военно-воздушных сил, посвятил себя подготовке космонавтов, в то время как мама, обладательница двух дипломов – филологического факультета и режиссёрского отделения театрального вуза, сделала осознанный выбор в пользу семьи, пожертвовав собственной карьерой. Именно родительница привела четырёхлетнюю Наталью к знаменитому тренеру по фигурному катанию Татьяне Гранаткиной. Маленькая Наташа загорелась идеей стать фигуристкой, увидев однажды по телевизору захватывающее выступление спортсменов.

Изначально Татьяна Гранаткина не спешила брать крохотную девочку в ученицы, предложив ей вернуться через пару лет. Однако Наталья Седых проявила завидную настойчивость и устроила тренеру настоящее показательное выступление: выскочив на расстеленный в раздевалке ковёр, она принялась виртуозно выполнять пируэты и па, с гордостью объявив себя чемпионкой Европы Индрой Крамперовой. Так, благодаря своей непосредственности и таланту, юная Наталья проложила себе путь в большой спорт.
Вскоре её интересы расширились: Наталью увлекла музыка и танцы. Перед девочкой встал непростой выбор, ведь каждый из наставников видел её будущее в своей сфере: преподаватель фортепиано прочил ей место в «Гнесинке», тренеры включили Наташу с партнёром Сергеем Четверухиным в олимпийскую сборную по фигурному катанию, а комиссия Большого театра приняла её в свою балетную школу. Наталья сделала ставку на балет и, как оказалось, не прогадала.
«На протяжении школьных лет по классическому танцу я получала только пятерки, и — о счастье! — после выпуска меня взяли в Большой. Если бы не взяли, твердо это знаю, сменила бы профессию. Танцевать в другом театре не стала бы», — вспоминала позже Наталья Седых, подчёркивая свою преданность одному театру.
Взлёт к кинославе: от «Морозко» до «Голубого льда»
Возможно, если бы её карьера в Большом театре не сложилась, Наталья Седых могла бы оказаться во ВГИКе, ведь уже в 15-летнем возрасте она начала сниматься в кино. Легендарный режиссёр-сказочник Александр Роу заметил юную балерину, когда та исполняла «Умирающего лебедя» на спортивном празднике, транслировавшемся по телевидению. На пробы на роль Настеньки также приглашали Надежду Румянцеву, но Александр Артурович сделал свой выбор в пользу Натальи.

Девушка была в восторге от перспективы съёмок на далёком Кольском полуострове, однако столкнулась с негодованием руководства балетной школы: тратить учебное время на кинематограф педагоги считали недопустимым. На защиту юной балерины встала знаменитая Суламифь Мессерер, поручившаяся за свою воспитанницу перед директором театра.
На съёмочной площадке Наталья была настолько очарована своим партнёром Эдуардом Изотовым, что изобразить влюблённость оказалось для неё совершенно несложно. Перед камерой она впервые в жизни испытала поцелуй, хотя это был лишь поцелуй по сценарию. Коллеги по цеху всячески поддерживали юную актрису, а Инна Чурикова, уверенная в её блестящем будущем в кино, даже отвела Наталью к педагогу Вере Васильевой, чтобы та помогла поставить голос, который от природы был очень тихим. Однако Васильева мудро заметила, что ломать индивидуальность в данном случае не стоит.

Александр Роу, как известно, любил работать с уже знакомыми ему актёрами, поэтому Наталья Седых вновь снялась в его сказке «Огонь, вода и… медные трубы». Зрители были в восторге от её игры, и на улице у артистки просили автографы. Однако в стенах Большого театра её кинематографическая слава не вызывала особого ажиотажа: там царили свои непререкаемые иконы – Марина Семёнова, Майя Плисецкая, Галина Уланова.
В конце 60-х годов Наталья Седых получила предложение, от которого, казалось бы, невозможно было отказаться: сыграть Елену Берестову в фильме «Голубой лёд». Правда, к тому моменту балерина совершенно забыла азы фигурного катания. Ей пришлось с нуля восстанавливать мышечную память под руководством легендарных Тамары и Игоря Москвиных, а основную нагрузку по поддержкам и сложным элементам взял на себя Александр Горелик.

Однако, к удивлению своего звёздного окружения, после завершения работы над этой спортивной драмой Седых приняла твёрдое решение уйти из кино. Дело было не в том, что ей разонравились съёмки или надоели конфликты с руководством. Балет оставался её главным приоритетом, и отвлекаться на что-либо другое ей совершенно не хотелось. Тем более что её жизнь и без того была насыщена событиями: выступления в Большом театре, многочисленные гастроли, а также глубокая личная драма – уход отца из семьи. Последнее событие на долгие годы стало самым трагичным переживанием для молодой девушки.
Более десяти лет Наталья не разговаривала с отцом, считая его предателем. Её отношение к родителю изменилось лишь тогда, когда она сама познала радость материнства.

Гастрольные романы и роковая встреча
«Не могу сказать, что до встречи с мужем у меня не было романов. Три-четыре, ну, может, и пять… Глазки строила, и не только. Но все как-то быстротечно. Влегкую. Обычно это называется курортный роман, а у нас — гастрольный. Лишь с одним артистом балета отношения длились довольно долго. Он влюбился в меня еще в первом классе балетной школы. И я ответила взаимностью. Шли годы, детские чувства давно себя исчерпали, а мальчик не хотел этого понимать. Наши вялотекущие отношения давно зашли в тупик, и тут я встретила свою настоящую любовь», — откровенно делилась балерина, описывая свои юношеские увлечения.

Судьбоносная встреча произошла во время гастролей в Ленинграде. Подруга, Ксения Рябинкина, познакомила Наталью Седых с известным композитором Виктором Лебедевым, автором музыки к таким культовым фильмам, как «Небесные ласточки» и «Гардемарины, вперёд!». Первое впечатление оказалось весьма неоднозначным: Лебедев, уверенный в своём обаянии, попытался склонить Наталью к близости. Получив отказ, он цинично заявил, что если она не согласится, то вместо неё приедет «Таня из мюзик-холла». Этот шантаж лишь рассмешил балерину, и в итоге вечер для ловеласа завершился звонкой пощёчиной.
На следующий день Наталья увидела перед собой совершенно другого мужчину: сдержанного, внимательного, красиво и обходительно ухаживающего. Танцовщица не заметила, как без памяти влюбилась. Но неприятные сюрпризы на этом не закончились: вскоре выяснилось, что её избранник женат. А затем и прежний кавалер Седых узнал о появлении у балерины нового поклонника, что привело к драматическим последствиям.
Всё могло обернуться трагедией. Бывший возлюбленный подкараулил Наталью у отеля и заманил её к себе в номер, где, повалив на кровать, начал душить, а затем угрожать ножом. Загнанная в угол танцовщица, пытаясь спастись, увещевала мужчину, что верна только ему и готова выйти за него замуж. Как ни странно, её «Отелло» отпустил пленницу, отправив её в «Европейскую» собирать вещи: расписаться он собирался в Таллине.
Разумеется, вернувшись в свой отель, Наталья сразу же рассказала об инциденте подругам и позвонила Лебедеву, умоляя спрятать её от опасного ревнивца. Однако через несколько дней ей пришлось вернуться в номер, где её уже ждал московский любовник. На этот раз он лишь протянул ей шёлковый платок, в который были завёрнуты бриллиантовые украшения. Седых, не раздумывая, бросила драгоценности в коридор, а пока мужчина ползал на коленях, собирая их, захлопнула перед ним дверь. На этом их отношениям был положен окончательный конец.
Тем временем Лебедев после гастролей стремительно примчался в Москву к балерине и сделал ей предложение руки и сердца. С самого начала Наталья озвучила главную проблему их союза: работа в разных городах. Но композитор убеждал, что сначала нужно пожениться, а потом они обязательно придумают, как решить эту дилемму. Однако за десять лет брака решение так и не было найдено.

Семейные испытания: гостевой брак и горькое предательство
Наталья Седых не планировала переводиться из Большого театра в «Мариинку», а Виктор Лебедев, хотя и мог сочинять музыку в Москве, преподавал в Академии искусств в Петербурге. К тому же в Северной столице жили его пожилая мама и сестра, чьё здоровье оставляло желать лучшего. Таким образом, на что-то большее, чем гостевой брак, рассчитывать не приходилось.
Примечательно, что влюблённые официально оформили свои отношения лишь спустя три года после помолвки: Лебедеву требовалось время, чтобы уладить все формальности с предыдущим разводом. В начале 80-х Наталья подарила супругу сына Алексея, и на какое-то время их семья стала обычной. Однако вскоре балерина вернулась к своей работе, за ребёнком присматривали няни и бабушка, а её кочевая гастрольная жизнь продолжилась.

Несмотря на постоянные разногласия, вызванные невозможностью жить под одной крышей, брак держался… до тех пор, пока была жива мама Лебедева. После её кончины Виктор впал в глубокую депрессию, и Наталья, впервые за многие годы, без предупреждения поехала к нему в Петербург. Она ожидала увидеть мужа, оплакивающего родительницу, но вместо этого застала его в квартире с любовницей. Выяснилось, что эта интрижка длилась не один год.
«Мне тогда исполнилось 35, до пенсии оставалось несколько месяцев. Я-то мечтала, что смогу, наконец, переехать в Питер. Лебедеву нужно было потерпеть совсем немного. Смешно: после всего, что произошло, он считает, что это я его бросила! Официально мы не разводились еще много лет. Не потому что пытались что-то склеить. Время от времени он приезжал повидать Алешу. Ни сыну, ни маме я ничего не говорила. С годами Алексей сам все понял», — с горечью подытожила Седых этот болезненный период.
Изредка бывшие супруги поддерживали связь по вопросам, касающимся сына, хотя их жизненные пути разошлись окончательно. Композитор Виктор Лебедев скончался в марте 2021 года, в возрасте 86 лет. Многие тогда предположили, что Наталья Седых не явилась на его похороны из-за старых обид. Однако истинная причина оказалась куда прозаичнее: сын Алексей запретил матери ехать в Петербург из-за вспышки заболеваемости в период пандемии коронавируса.
Новые горизонты и философия одиночества
Наталья Седых больше не выходила замуж, хотя такая возможность ей представилась: давний знакомый настойчиво предлагал ей перебраться с ним за океан. В 1990 году актрису пригласили в театр «У Никитских ворот», где её ждали новые знакомства и, как следствие, новые романы. «Один длился несколько лет, тот артист был женат. Для меня это не проблема. Я никого не собиралась тащить в загс. Хорошо, что Лебедев на мне все-таки женился, дожал ситуацию, а то я бы так никогда и не вышла замуж», — рассуждала балерина о своих отношениях.

В начале нулевых артистка почувствовала, что заскучала в театре, и именно тогда о ней вновь вспомнили кинематографисты. Звезда появилась в таких картинах, как «Синоптик», «Лучшее время года» и «Перемирие». Седых подчёркивала, что теперь она находится в творческом отпуске и может позволить себе браться только за те проекты, которые ей действительно интересны. То же самое касалось и участия в телевизионных шоу. Так, например, команда программы «Идеальный ремонт» помогла актрисе обновить её квартиру.
Может показаться, что Наталья Седых пожертвовала всем ради Большого театра: и карьерой фигуристки, и кинославой, и даже семейным счастьем. Однако она никогда не жалела о годах, проведённых на сцене, о том мире магии и волшебства, который подарил ей балет. И одиночества звезда совершенно не боялась.
«Работая в Большом, я много часов провела в репетиционном зале, совершенствуя балетную стойку. Идеально прямая спина, высоко поднятый подбородок, замершие в воздухе руки. Мучительно болело тело, затекали мышцы, и время словно останавливалось. Теперь балетная стойка стала стержнем жизни, — заключила Седых, подытоживая свой жизненный путь. — Я привыкла рассчитывать только на себя, никто не сможет меня предать, сделать больно, а это уже немало».
Что вы думаете о судьбе Натальи Седых — можно ли было избежать такой драматической личной жизни?
Сегодня Наталья Седых продолжает жить в Москве, наслаждаясь тихой жизнью и редкими появлениями на публике. Её сын Алексей вырос и стал опорой, а воспоминания о балете и кино остаются с ней, как и та самая «балетная стойка», ставшая её жизненным кредо. Артистка не стремится к светской жизни, предпочитая покой и уединение, но её имя по-прежнему вызывает тёплые чувства у миллионов зрителей, помнящих её Настеньку и Аленушку.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
