11 августа 2025 года Балтийское море поглотило человека, который всю жизнь писал о темных глубинах человеческой души. Евгений Чижов — автор, чьи произведения критики называли “состоящими из меланхолии, иронии и тайны”, — не смог выплыть на поверхность. Случайность ли это, или финал, который он сам себе предрекал в каждой строчке?
Пророк собственной судьбы
За несколько месяцев до трагедии Чижов выпустил сборник рассказов под названием “Самоубийцы и другие шутники”. Название, которое теперь звучит как мрачное предзнаменование. В одном из последних интервью писатель признался:
“В основном это рассказы об отчаянных людях, оказавшихся на грани допустимого и запрещённого. Их объединяет та безоглядность, с которой герои решают последние вопросы — пресловутое гамлетовское быть или не быть”.
Евгений Львович всегда писал медленно, выстрадано. За двадцать восемь лет литературного пути он создал лишь четыре романа, но каждый был пропитан какой-то внутренней болью, словно автор выдавливал из себя не слова, а куски души. “Темное прошлое человека будущего”, “Персонаж без роли”, “Перевод с подстрочника”, “Собиратель рая” — даже названия его произведений звучали как эпитафии.
Критики не раз отмечали особую атмосферу его текстов. Анна Наринская из “Коммерсанта” писала, что Чижов создает романы идей, но “в первую очередь он пишет романы про чувствования, верования, мысли, судьбы”. Какие же чувствования терзали самого автора? И не были ли его герои, стоящие на грани жизни и смерти, отражением внутренних демонов писателя?
Юрист, познавший дно человеческой природы
Путь к литературе у Чижова был извилистым и болезненным. После окончания юридического факультета МГУ в 1988 году он три года проработал адвокатом по уголовным делам. В одном из интервью писатель честно признался:
“Я хорошо знал криминальный мир”.
Эти слова раскрывают многое — молодой юрист не просто изучал дела, он погружался в самые темные стороны человеческой натуры.
Работа с преступниками, жертвами, свидетелями оставила неизгладимый след в сознании будущего писателя. В романе “Персонаж без роли” он не скрывал, что “довольно много криминала” было взято из личного опыта. Но что если этот опыт не просто обогатил его творчество, а разрушил что-то важное внутри? Что если ежедневное соприкосновение с жестокостью и болью сломало в нем способность видеть мир светлым?
В 1994 году Чижов внезапно бросил все и уехал в Германию. Официальная версия — поиск новых возможностей. Но не было ли это бегством? Попыткой сменить декорации, забыть увиденное в московской адвокатуре? Три года в Европе не принесли ожидаемого исцеления — в 1997-м он вернулся в Россию, но уже не тем человеком, каким был прежде.
Маска интеллектуала, скрывающая боль
Вернувшись на родину, Чижов попытался найти себя в журналистике, но настоящим призванием стала литература. В том же 1997 году журнал “Соло” опубликовал его дебютную повесть “Бесконечный праздник”. Название звучало иронично — для человека, чье творчество было пронизано меланхолией, праздник действительно мог казаться бесконечным мучением.
Коллеги по цеху всегда отмечали особую закрытость Чижова. Он мог блестяще рассуждать о литературе, тонко анализировать чужие произведения, но редко говорил о себе. В интервью программе “Фигура речи” писатель признался, что не считает себя настоящим переводчиком, хотя переводил “для заработка”. Это постоянное принижение собственных заслуг выдавало внутреннюю неуверенность, возможно, связанную с более глубокими психологическими травмами.
Особенно показателен его взгляд на современную литературу. Чижов говорил: “Я без симпатии относился к постмодернистской литературе, которая выпала на мое время. Я скорее негативно относился к этому кругу идей”. В этих словах чувствуется отчуждение не только от литературного процесса, но и от эпохи в целом. Писатель словно не находил своего места в мире, оставаясь вечным аутсайдером.
Предчувствие катастрофы в каждой строке
Друг писателя Дмитрий Данилов, сообщивший о его смерти, написал: “Утонул в Балтийском море. Очень дорогой для меня человек. Эта потеря — дыра в душе, которая не зарастет никогда”. В этих словах слышится не только горе от утраты, но и какое-то понимание неизбежности произошедшего. Словно те, кто знал Чижова близко, подсознательно готовились к трагическому финалу.
Анализируя творческий путь писателя, невозможно не заметить нарастающую мрачность его произведений. Если в раннем “Темном прошлом человека будущего” еще сквозила ирония, то последние работы были пропитаны какой-то безысходностью. Рассказ “Боль” из сборника “Самоубийцы и другие шутники”, удостоенный премии журнала “Дружба народов”, стал своеобразным завещанием автора.

В интервью о последнем сборнике Чижов признался, что самым интересным этапом работы для него был “момент, когда возникает первоначальный замысел”. Не здесь ли кроется разгадка? Возможно, все замыслы писателя рождались из одного источника — глубокой внутренней боли, которую он не мог ни излечить, ни забыть, а только трансформировать в литературу.
Балтийская волна как последняя страница
11 августа 2025 года море поставило окончательную точку в истории человека, который всю жизнь балансировал на грани. По свидетельствам очевидцев, в тот день на побережье Калининградской области царила относительно спокойная погода — слабый ветер, небольшие волны. Что же произошло с опытным пловцом? Несчастный случай или роковое стечение обстоятельств?
Символично, что Чижов погиб именно в Балтийском море — водоеме, который исторически ассоциируется с меланхолией и романтической печалью. Здесь когда-то творили и страдали многие русские писатели. Здесь же нашел свой конец автор, который, возможно, лучше других понимал хрупкость человеческого существования.
Коллеги по литературному цеху единодушно называют произведения Чижова шедеврами. “Его ‘Перевод с подстрочника’ и последний прижизненный сборник рассказов ‘Самоубийцы и другие шутники’ — абсолютные шедевры, из лучших книг, которые я прочитал в жизни”, — написал один из читателей под сообщением о смерти писателя. Но какую цену заплатил автор за это совершенство? И не была ли сама литература для него способом медленного самоуничтожения?
Тайна, которую унесли волны
Сегодня мы можем только гадать, что скрывалось за внешней сдержанностью и интеллектуальной маской Евгения Чижова. Его произведения остались для нас единственным ключом к пониманию внутреннего мира писателя. В них — вся боль человека, который слишком глубоко заглянул в темную сторону жизни и не смог найти дорогу обратно к свету.
Возможно, настоящая трагедия Чижова заключалась не в конкретных жизненных обстоятельствах, а в особом типе художественного сознания. Он принадлежал к породе писателей-визионеров, которые видят мир насквозь, включая его самые мрачные стороны. Такой дар одновременно является и проклятием — невозможно постоянно писать о боли, не пропуская ее через собственное сердце.
Балтийские волны унесли с собой человека, который мог бы написать еще не один великий роман. Но, возможно, для самого Чижова это было освобождением от груза, который он нес всю жизнь. Его последний сборник “Самоубийцы и другие шутники” стал своеобразной точкой, после которой дальнейшее творчество было невозможно — писатель сказал все, что хотел сказать о человеческой природе и ее темных глубинах.
Остается главный вопрос: была ли смерть Евгения Чижова трагической случайностью или закономерным финалом жизни человека, который всегда шел по краю бездны? Ответ на него ушел на дно вместе с писателем. Но его книги остались — как свидетельство о человеке, который не боялся заглядывать в самые темные уголки души и показывать их читателям.
А что думаете вы об этой трагической истории? Можно ли было предотвратить эту потерю, или судьба писателя была предрешена его собственным мировосприятием? Поделитесь своими размышлениями в комментариях!
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

