Вот уже шесть десятилетий минуло с момента, когда на экраны страны вышла первая часть легендарной гайдаевской трилогии о приключениях Шурика. Эта картина, ставшая подлинной народной классикой, оставила неизгладимый след не только в истории кинематографа, но и в судьбах тех, кто подарил ей жизнь. Как же сложился жизненный путь артистов, чьи имена навсегда оказались связаны с «Операцией „Ы“»?

В плену экранного образа: драма Александра Демьяненко
Имя Александра Демьяненко неразрывно связано с образом обаятельного и немного рассеянного студента Шурика. Эта роль принесла ему всенародную любовь и признание, но для самого актера стала настоящим испытанием, нежеланным клеймом, от которого он не смог избавиться до последних дней. После триумфа «Операции „Ы“», «Кавказской пленницы» и «Ивана Васильевича» Демьяненко оказался заложником своего экранного героя. Его первая супруга, драматург Марина Склярова, позднее вспоминала, что артист буквально ненавидел Шурика, который затмил собой все остальные его работы.

Всеобщее обожание, о котором мечтают многие, обернулось для него постоянным источником стресса. Люди на улицах требовали видеть в нем исключительно «того самого» студента, игнорируя живого человека. Это невыносимое давление, как утверждали близкие Демьяненко, и стало причиной его проблем с алкоголем. Несмотря на то, что преодолеть амплуа Шурика ему так и не удалось, актер продолжал активно работать. В периоды затишья в киноиндустрии спасением для него становилась озвучка. Его неповторимый, интеллигентный голос звучал за кадром в десятках фильмов, делая их узнаваемыми и любимыми.
В личной жизни Александр Демьяненко обрел утешение во втором браке с режиссером дубляжа Людмилой Неволиной. Собственных детей у актера не было, но он с головой погрузился в воспитание своей падчерицы. Последнее десятилетие XX века стало для артиста особенно тяжелым. Изматывающий график работы и жизнь на два города подорвали его и без того хрупкое здоровье. После второго инфаркта врачи настоятельно рекомендовали шунтирование, но сердце актера, изношенное многолетними нагрузками, остановилось. Это произошло в августе 1999 года, оборвав его непростой путь.
Блистательная карьера и хрупкое здоровье Натальи Селезнёвой
Для Натальи Селезнёвой роль Лиды стала отправной точкой к вершинам славы. Однако, в отличие от своего экранного партнера, актриса сумела избежать ловушки одного образа, построив яркую и разнообразную карьеру. Её фильмография изобилует как блистательными комедийными работами, так и глубокими драматическими ролями, ставшими подлинной классикой советского кино. «Иван Васильевич меняет профессию», «Берегите мужчин!», «Звезды на море» – лишь малая часть картин, где блистала Наталья Селезнёва.
Но настоящая всенародная любовь и узнаваемость пришли к ней благодаря роли пани Моники в культовом «Кабачке „13 стульев“». Ирония судьбы заключалась в том, что её героиня, щеголявшая в ультрамодных мини-юбках, вызывала неоднозначную реакцию у части зрителей. Ходили слухи, что именно личное покровительство Леонида Брежнева, который был большим поклонником этой передачи, надолго оберегало её от закрытия. За свою долгую и плодотворную карьеру Наталья Селезнёва воплотила более сорока кинообразов.
На съемочной площадке фильма «Калиф-аист» актриса встретила свою судьбу – актера Владимира Андреева. Их союз стал редким примером верности и прочности в артистической среде, продлившись более полувека. Вместе они вырастили сына Егора, который подарил им четверых внуков. Владимир Андреев ушел из жизни в 2020 году, оставив Наталью Игоревну одну. В 2018 году несчастное падение привело к перелому шейки бедра, за которым последовала сложнейшая операция по замене тазобедренного и коленного суставов на титановые протезы. К сожалению, полностью восстановить былую подвижность не удалось, и сегодня Наталья Игоревна вынуждена передвигаться на инвалидной коляске.

Добряк Федя: война, одиночество и трагический уход Алексея Смирнова
Для миллионов зрителей Алексей Смирнов навсегда остался в памяти как добродушный хулиган Федя. Однако за этим комедийным «фасадом» скрывалась жизнь, полная глубокого одиночества и несбывшихся надежд. Подлинная актерская слава пришла к нему не с комедийными ролями, а в 1973 году, когда он воплотил образ техника Макарыча в культовой картине «В бой идут одни „старики“». Смирнов, прошедший горнило Великой Отечественной войны и награжденный орденами Славы и Красной Звезды, вложил в своего Макарыча всю боль солдатской тоски и мудрость фронтового опыта. Этот образ стал настолько народным, что затмил все его комедийные работы. В разных городах до сих пор стоят памятники, посвященные именно технику Макарычу.
Личная жизнь актера так и не сложилась. Полученные на фронте тяжелые ранения лишили его возможности иметь детей. Смирнов сознательно избегал отношений с женщинами, не желая, как он считал, обрекать кого-либо на совместную жизнь с «неполноценным» мужчиной. Он всерьез мечтал усыновить ребенка-инвалида, чтобы подарить ему шанс на счастливое будущее, но получил официальный отказ. Актер, который всю жизнь снимал углы в коммунальных квартирах, не прошел по «жилищному цензу». Единственным по-настоящему близким человеком для Алексея Смирнова до конца его дней оставалась его мать.

Трагическая гибель его верного друга и творческого соратника, Леонида Быкова, в 1979 году, окончательно сломила актера. Он ушел в глубокий запой, после которого оказался в больнице с целым букетом тяжелых диагнозов: ишемия, атеросклероз, серьезные проблемы с легкими. Алексей Смирнов скончался 7 мая 1979 года, в день выписки из больницы, в возрасте 59 лет.
Нестареющий Балбес: феномен Юрия Никулина
К моменту съемок в «Операции „Ы“» Юрий Никулин уже был не просто узнаваемым актером, а настоящей кинозвездой. Фильмы «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» и «Когда деревья были большими» прочно закрепили его в сердцах миллионов зрителей. Но именно гайдаевская трилогия подарила ему тот образ, который, казалось бы, мог навсегда приковать его к амплуа обаятельного простака. Однако феномен Никулина заключался в его удивительном человеческом обаянии и искренности, которые позволяли ему с легкостью переходить от комедии к глубокой драме.

Пиком всенародной любви, безусловно, стала «Бриллиантовая рука», где его Семен Семеныч Горбунков оказался идеально созвучен эпохе. В этом фильме снялась и вся его семья – супруга Татьяна и сын. С Татьяной, цирковой наездницей, он познакомился еще в молодости и пронес это светлое чувство через всю жизнь, воспитав двух сыновей. Даже после того, как Юрий Никулин ушел из большого кино в 1983 году, он продолжал радовать зрителей своим появлением на экране, снимаясь в полюбившемся детском киножурнале «Ералаш». Великий актер ушел из жизни в 1997 году, оставив после себя целую плеяду незабываемых образов.
Запрет Гайдая: непростой путь Евгения Моргунова
Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин составляли легендарную троицу, чья невероятная «химия» и комедийный талант казались настоящей магией. Расцвет карьеры Моргунова пришелся на 1960-е годы, когда один за другим вышли такие хиты, как «Самогонщики», «Пес Барбос», «Операция „Ы“» и «Кавказская пленница». Его Бывалый – неуклюжий, ворчливый, но бесконечно обаятельный персонаж – стал идеальной мишенью для шуток и объектом народной любви.

Однако во время съемок «Кавказской пленницы» между актером и режиссером Гайдаем вспыхнул серьезный конфликт. Моргунов, обладавший собственным видением образа и амбициями, позволил себе внести изменения в сценарий. В результате Леонид Гайдай не потерпел такого своеволия и безжалостно вырезал его сцены из финальной версии фильма. В кулуарах киностудии долгое время шептались, что именно эта ссора закрыла для Моргунова двери в большое кино, и Леонид Гайдай больше никогда не работал с ним.
Несмотря на то, что больших ролей ему больше не предлагали, Евгений Моргунов продолжал активно сниматься. Его фильмография насчитывает более семидесяти картин, среди которых «Три толстяка», «Сказка о потерянном времени», «Покровские ворота» и даже «Судьба человека» Сергея Бондарчука. Актер также пробовал себя в режиссуре, сняв в 1963 году фильм «Когда казаки плачут».
Первая супруга Моргунова, балерина Варвара Рябцева, была старше его на тринадцать лет. Вторая жена, Наталья, напротив, оказалась на столько же моложе. В этом браке родились два сына, но одного из них, Николая, постигла страшная трагедия: он погиб в автокатастрофе в возрасте 26 лет. С молодости актер боролся с лишним весом и диабетом. Проблемы со здоровьем, усугубленные личными утратами, преследовали его всю жизнь. В 1999 году, в возрасте 72 лет, Евгений Моргунов скончался от второго инсульта.
Георгий Вицин: аскет в образе пьяницы Труса
Георгий Вицин создал на экране незабываемый образ вечно пьяненького и всего боящегося Труса. Ирония судьбы заключалась в том, что сам актер был полной противоположностью своему герою, ведя образ жизни, граничащий с аскетизмом. В то время как его экранный персонаж не мог представить себя без алкоголя, настоящий Вицин был принципиальным трезвенником. Он рано увлекся йогой, став одним из первых популяризаторов этой практики в Советском Союзе. Актер придерживался строгого вегетарианства и вел здоровый образ жизни задолго до того, как это стало модным трендом.

Он продолжал активно сниматься, и его фильмография в итоге насчитывает около ста картин. Зрители полюбили его в таких разноплановых работах, как «Женитьба Бальзаминова», «Запасной игрок» и «Пастух Янка». Личная жизнь актера была такой же непубличной, как и он сам. Первой его избранницей стала актриса Надежда Тополева, которую он в 19 лет увел у своего преподавателя. Их двадцатилетний союз так и не был официально оформлен, но завершился спокойно и по взаимному согласию.
Второй и последней любовью Георгия Вицина стала костюмерша Тамара Мичурина, подарившая ему дочь Наталью. Смерть Георгия Вицина осенью 2001 года стала символом уходящей эпохи. Ходили слухи, что великий актер, подаривший миллионам радость, в последние годы жизни сталкивался с материальными трудностями и не мог позволить себе необходимое лечение. Он скончался от хронических болезней сердца и печени, оставив после себя светлую память и целую галерею ярких образов.
Мастера эпизода: Эммануил Геллер и пятнадцатисуточники
Неизвестный Геллер: легенда второго плана
Стоит лишь освежить память, и перед глазами тут же предстанет самая первая сцена картины: «интеллигент» с зонтиком бесцеремонно отталкивает Шурика и занимает его место в автобусе. Этот короткий, но невероятно яркий момент стал визитной карточкой актера Эммануила Савельевича Геллера. За плечами у артиста из Днепра была блестящая театральная карьера в Москонцерте и более шести десятилетий преданной службы кинематографу.
В его обширном репертуаре более восьмидесяти фильмов, в которых он успел сняться за пятьдесят лет, с 1930-го по конец 1980-х годов. Но, несмотря на это, главная роль так и не случилась, принеся ему неофициальный титул «легенды второго плана». Гениальность Геллера заключалась в его уникальном умении всего за несколько секунд экранного времени создать законченный, яркий и абсолютно узнаваемый образ, часто даже без единой реплики. Его амплуа было невероятно разнообразным: пираты, моряки, фотографы, кавказцы, пассажиры, прохожие – будто герои из целой киновселенной, только под чутким руководством Гайдая.
Драматические судьбы пятнадцатисуточников
Одним из секретов бессмертной комедии Леонида Гайдая стало не только блистательное трио главных героев, но и потрясающий ансамбль актеров эпизода. Особенно ярко запомнилась сцена из новеллы «Напарник», где Шурик распределяет работу между гражданами, попавшими на «пятнадцать суток» за алкоголизм, хулиганство и тунеядство. За этими колоритными образами скрывались порой весьма драматичные и непростые судьбы артистов.
Виктор Гераскин: от кино к драматургии
Первый из них – Виктор Гераскин, воплотивший на экране арестованного в бабочке. Этот благородный мужчина, пойманный за игрой в карты, после серии успешных кинопроектов принял решение оставить актерскую карьеру. Он посвятил себя писательскому труду, создавая пьесы и сценарии в драматургии. Окончательно распрощался он с профессией актера в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», правда, эпизод с его участием был вырезан из финальной версии. Актер скончался в 1990 году от сердечной недостаточности.

Иван Турченков: танцор на экране
Невысокого задиру в кепке, скандирующего: «Я работать не буду! Я требую!», исполнил Иван Турченков. Артист долгие годы был солистом прославленной танцевальной труппы Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого. Его выразительная внешность и небольшой рост сделали его востребованным и в кинематографе. Последней его работой на экране стала экранизация «Тихого Дона». Вскоре после этого, в 1996 году, Иван Турченков ушел из жизни.

Владимир Приходько: забвение старой школы
Третьего бедолагу, который сокрушенно сообщает о наличии семьи и детей, сыграл Владимир Приходько. К концу 1980-х годов он, как и многие артисты старой советской школы, оказался невостребованным в стремительно меняющемся кинематографе. В 1990 году, оставив свою московскую квартиру дочери и бывшей жене, он уехал в родительский дом под Харьков, где и провел свои последние годы. Его история стала типичной и одновременно горькой для целого поколения советских актеров, чья карьера оборвалась с распадом привычной системы и уходом эпохи.

Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
 ДЗЕН
ДЗЕН
	 Телеграм
Телеграм
