От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

Пересматривая золотой фонд советского кинематографа, многие зрители невольно задаются вопросом: почему мужские образы на экране порой отличались столь непривычным для того времени ярким гримом? Подведённые глаза, очерченные губы, румянец на щеках – всё это особенно заметно в сценах, где герои предстают крупным планом. Примером может служить знаменитая телефонная будка из «Бриллиантовой руки», где Андрей Миронов демонстрирует публике свой «боевой раскрас». За этим, казалось бы, странным феноменом скрывается целый ряд любопытных причин, уходящих корнями в особенности кинопроизводства той эпохи.От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

Иванушка из «Морозко»: Необходимость ярких красок

1966 год. На экраны выходит сказка «Морозко», ставшая впоследствии культовой. Косметические средства того времени были далеки от совершенства, и гримёрам приходилось проявлять настоящую изобретательность. Актрисам, конечно, доставалось больше всех: Инна Чурикова, воплотившая образ Марфушки, познала на себе «прелести» сажи и свёклы, а ресницы Настеньки, сыгранной Натальей Седых, покрывал белый клей, имитируя иней. Но и Эдуарду Изотову, которому предстояло стать Иванушкой, не удалось избежать этой участи.

Его лицо тщательно гримировали: густо подводили глаза, щедро наносили румяна, а губам придавали яркий и выразительный оттенок. Причина была проста и прагматична: киноплёнка, используемая в те годы, обладала особенностью «съедать» цвета и глубину. Без такого насыщенного грима лица актёров на экране выглядели бы бледными, лишёнными объёма и выразительности. Поэтому гримёры вынуждены были использовать самые яркие и контрастные краски из доступных, чтобы добиться желаемого эффекта.

От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

Василий Лановой в «Алых парусах»: Мужественность с оттенком нежности

«Алые паруса» – это история о великой мечте и безграничной любви, а потому герой Ассоль должен был быть воплощением идеала. Василий Лановой, обладавший исключительной харизмой и мужественной красотой, казалось бы, идеально подходил на роль Грея. Однако его облик требовал некоторой коррекции: необходимо было добавить в него нотки нежности и романтичности, чтобы образ принца стал ещё более сказочным и притягательным.

От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

Эту задачу решали с помощью грима. Персиковые румяна деликатно освежали цвет лица, а тонкая подводка для глаз и тщательно прорисованные брови придавали взгляду глубину. Яркие губы завершали образ, а длинные, изящно загнутые ресницы – это была уже визитная карточка романтического героя. Интересно, что эти детали нисколько не умалили мужественности Ланового. Его волевой подбородок и твёрдый профиль оставались неизменными, позволяя актёру сохранять свой узнаваемый облик, который так ценили зрители.

От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

Владимир Коренев в «Человеке-амфибии»: Волшебство взгляда

Молодой и амбициозный режиссёр Владимир Чеботарёв, приступая к работе над «Человеком-амфибией», имел чёткое видение главных героев. Он требовал, чтобы в глазах Ихтиандра «отражалось море», а в глазах Гуттиэре – «небо». Кандидаты на роли с недостаточно выразительными глазами отвергались один за другим, пока, наконец, не были найдены идеальные исполнители: Владимир Коренев и Анастасия Вертинская.

От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

Чтобы усилить магию их взглядов, прибегли к особой, новаторской для того времени технике съёмки. Гениальный кинооператор Эдуард Розовский использовал лампы с голубыми и зелёными фильтрами, располагая их по бокам от актёров во время крупных планов. Свет, проходя через эти фильтры и попадая на радужку глаз, создавал невероятный эффект: взгляд героев оживал, в нём играли блики, словно на морской глади, отражающей небесную лазурь. Этот приём и сегодня завораживает зрителей, заставляя их не отрываясь смотреть на Ихтиандра.

В дополнение к оптическим ухищрениям, взгляд Владимира Коренева делали ещё более наивным и романтичным с помощью грима: глаза подводили, а на ресницы наносили тушь. Завершающим штрихом стали накрашенные губы, которые выглядели более пухлыми, придавая лицу Ихтиандра юношескую прелесть и невинность.

Андрей Миронов в «Бриллиантовой руке»: Элегантность и пижонство Геши Козодоева

В «Бриллиантовой руке» Андрей Миронов создал незабываемый образ Геши Козодоева – ухоженного, утончённого и самовлюблённого манекенщика. Для советского кинематографа того времени профессия манекенщика для мужчины была весьма необычной, но именно она объясняла многие детали его облика.
От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

Геша – настоящий денди и модник, который не жалеет сил и средств на свой внешний вид. Его гардероб состоял из самых изысканных вещей, которые, несомненно, были привезены из-за границы или приобретены у спекулянтов. Чего стоил только его белоснежный свитер-водолазка, за которым в СССР буквально охотились, переплачивая баснословные деньги. Утром Геша аккуратно укладывал волосы, фиксируя их специальной сеточкой, а его любовь к парфюму нашла отражение в эпизоде, когда он был вынужден брызнуть духи Лёлику в рот, чтобы тот не смеялся слишком громко.

И, конечно, завершающим аккордом его образа был тщательно наложенный макияж. Голубые тени, тонкая подводка глаз и ровный тон кожи были призваны подчеркнуть его рафинированность и пренебрежительное отношение к «простым смертным». Геша считал себя частью элиты, не обременённой необходимостью трудиться в поте лица, и его внешний вид красноречиво об этом свидетельствовал.

Михаил Пуговкин в «Иване Васильевиче меняет профессию»: Изменение привычного образа

Лицо Михаила Пуговкина, знакомое миллионам зрителей по ролям добрых и открытых персонажей, требовало радикального изменения для роли режиссёра Якина в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». По сценарию, Якин – это проныра и хитрец, умело скрывающий свои истинные мысли и чувства, а также коварный соблазнитель, попасть в фильм к которому можно было лишь «через постель».
От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

С помощью грима гримёры смогли полностью трансформировать привычный облик актёра. Глаза Пуговкина сделали более узкими, превратив их в хитрые «щёлочки», а использование теней придало взгляду жёсткость и внимательность. Так добродушная внешность, ассоциирующаяся с образом «председателя колхоза» или «рубахи-парня», была мастерски изменена, чтобы воплотить на экране образ трусливого и изворотливого Якина.

Дмитрий Харатьян в «Гардемаринах, вперёд!»: Похититель женских сердец

Выход на экраны фильма Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!» мгновенно вознёс Дмитрия Харатьяна и его коллег по съёмочной площадке на вершину славы. Их портреты украшали комнаты юных девушек и взрослых женщин, ведь перед обаянием отважных красавцев было невозможно устоять. Светловолосый Харатьян и без грима выглядел в кадре невероятно привлекательно.

От «Морозко» до «Гардемаринов»: как Изотов, Лановой и Харатьян стали красавцами с помощью грима

Однако задача гримёров заключалась в том, чтобы максимально усилить эту природную привлекательность, сделав его образ поистине неотразимым. На помощь пришла косметика: ресницы актёра подкрасили, сделав их более длинными и изящно загнутыми, губы выделили помадой, а на щеку приклеили кокетливую «мушку». Эти, казалось бы, незначительные штрихи сыграли решающую роль. Алеша Корсак в исполнении Дмитрия Харатьяна стал «главным гардемарином СССР» и покорителем женских сердец, оставив неизгладимый след в истории отечественного кино.

Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

ДЗЕН Телеграм
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий