Случайная встреча на съемочной площадке с мэтром Александром Роу открыла Людмиле Мызниковой двери в мир большого кино, подарив ей роль, которая и по сей день, в преддверии новогодних праздников, собирает у экранов миллионы зрителей. Казалось, после ошеломительного успеха юную артистку ждало блестящее будущее и бесчисленное количество предложений, но судьба распорядилась иначе. В январе 1962 года вся огромная страна замерла перед экранами, наблюдая за волшебством сказки «Вечера на хуторе близ Диканьки». Актерский состав картины был подобран с невероятной точностью: Юрий Тавров воплотил образ упрямого Вакулы, а Людмила Мызникова – капризной, но очаровательной Оксаны. Оба актера, еще совсем недавно никому не известные, после этой работы практически исчезли с киноэкранов. Было ли это мистическим проклятием гоголевской истории или лишь досадным стечением обстоятельств?
14 ноября Людмиле Николаевне исполнилось 85 лет, однако на экране она не появлялась вот уже 14 лет. Роль Оксаны так и осталась ее самой яркой работой, а дальнейшая фильмография пополнилась лишь эпизодическими и второстепенными персонажами. Что же помешало актрисе покорить советский кинематограф, несмотря на столь многообещающее начало?
Встреча, изменившая жизнь
Детство будущей звезды прошло в постоянных переездах из-за службы отца-военнослужащего. Людмила Николаевна появилась на свет в Москве, но вся ее дальнейшая жизнь неразрывно связана с Киевом. Именно здесь Мызникова экстерном завершила среднюю школу, а затем поступила в актерскую студию при знаменитом драмтеатре имени Ивана Франко. Азы актерского мастерства ей преподавали выдающиеся мастера сцены — Полина Нятко и Наталья Ужвий.

Однако изначально Мызникова мечтала о вокальной карьере. Обладательница необыкновенно звонкого сопрано, она регулярно участвовала в вокальных конкурсах еще подростком, но поступить в консерваторию с первой попытки не удалось. Тогда девушка решила «переждать» год в театральной студии. Никто и предположить не мог, что актерское ремесло так сильно увлечет ее, и уже в 16 лет она начнет выходить на театральную сцену и ходить на кинопробы. В 1958 году артистка впервые мелькнула на экране, появившись в крошечном эпизоде фильма «Гроза над полями».
Всего год спустя Людмила пришла на кастинг для нового фильма. Одетая в белоснежную шубу и модный платок в горошек, она притягивала взгляды. В коридоре ее окликнул Александр Роу, хотя они никогда прежде не были знакомы. С нескрываемым воодушевлением режиссер повернулся к своей помощнице и заявил, что наконец-то нашел «нашу Оксанку». Речь шла о главной героине сказки «Вечера на хуторе близ Диканьки», над которой мэтр тогда работал. Роу уже утвердил на эту роль певицу Юлию Пашковскую, но встреча с Мызниковой заставила его мгновенно изменить решение.

«Если честно, по характеру я в юности была — один в один Оксана. Думалось: вот иду по улице — и все витрины отражают, какая Людмила красивая! А солнце, казалось, светит для меня одной. Что и говорить: юная была, взбалмошная, наивная», — позже признавалась Людмила Мызникова.
Волшебство на экране и за кадром
Съемочный процесс рождественской истории развернулся в мае в Мурманской области. Кое-где еще лежали сугробы, но необычного черного цвета из-за расположенного неподалеку химического завода. Однако в кадре зрители увидели искрящуюся, белоснежную зиму – Роу обладал удивительным талантом находить невероятно красивые локации. Стоит отметить, что родители Мызниковой изначально не хотели отпускать дочь так далеко от дома. Режиссеру пришлось проявить чудеса дипломатии и лично уговаривать маму юной актрисы.
В какой-то момент тоска по дому даже сыграла на руку постановщику. Людмила никак не могла добиться искренних слез для одной из сцен, и Роу посоветовал ей подумать о матери. Соскучившаяся по родительнице девушка долго не могла успокоиться, проливая слезы как в кадре, так и за его пределами. Освоиться на площадке начинающим актерам Мызниковой и Юрию Таврову помогали старшие коллеги – Александр Хвыля, Людмила Хитяева и Георгий Милляр. На съемках царила невероятно теплая атмосфера, ведь все артисты трудились над созданием настоящей сказки для самых маленьких зрителей. Съемочной группе было чем удивить публику: чего стоили только галушки, которые сами запрыгивали в рот, или черт, катавший Вакулу по небу, в те времена, когда о компьютерной графике никто даже не слышал! Все это волшебство создавалось благодаря мастерству монтажа и ловкости рук.
«Черевички» Оксаны действительно были хрустальными: Мызникова примерила их, но тут же пришла к выводу, что носить такую неудобную обувь в реальной жизни ни за что бы не стала. Впрочем, этого от нее и не требовалось, ведь с выходом фильма на экраны маленькие зрители безоговорочно поверили и в существование царских туфелек, и в невероятные полеты Вакулы над землей. Из никому не известной девушки Людмила Мызникова мгновенно превратилась в настоящую звезду.
«После съемок, наверное, у меня и гордыня немного проявилась. Ходила важничала: как же, у самого Роу снялась в главной роли, — не скрывала артистка. — Часто на улицах узнавали. Хотя в жизни я совсем другая. Слыла модницей: марафет, причесочка — тогда носили «дульки», зачесанные наверх», — делилась актриса.
Упущенные возможности и личное счастье
Предложения от режиссеров посыпались одно за другим, но Мызникова отказывалась. Возможно, она ждала роль, которая могла бы затмить озорную Оксану, или же слишком увлеклась учебой на филологическом факультете Киевского университета имени Тараса Шевченко, куда поступила в надежде раскрыть в себе новые таланты. А затем предложения и вовсе иссякли. Людмила совершила ошибку и в отношении выбора театра.

«Мне казалось, что я приеду после съемок в Киев, и все двери передо мной сразу откроются. И я ожидала. Вместо того, чтобы идти. Я должна была устроиться в Театр русской драмы — меня ожидал режиссер Нелли. А я пошла туда, куда меня пригласили, — в Театр юного зрителя», — позже объясняла звезда сказки Роу.
Актриса служила в ТЮЗе, гастролировала по стране и по-прежнему ощущала на себе пристальные взгляды прохожих. Однажды в Ленинграде настойчивый поклонник по имени Валентин Тимофеев сумел раздобыть у коллег Мызниковой ее киевский адрес и начал регулярно присылать ей трогательные письма.
«Как-то прислал в подарок к празднику… нет, не черевички — серебряную пудреничку. А на Новый год однажды сам приехал, — вспоминала артистка. — А я собиралась на вечеринку в молодежную компанию, позвала с собой и Валентина. Да что говорить — молодость. Ветреность, легкомыслие. Но лишнего я себе не позволяла, только кокетничала».
В тот судьбоносный вечер Людмила Николаевна встретила свою истинную судьбу. О ленинградском поклоннике было благополучно забыто, как только актриса увидела звукорежиссера Олега Белинского. В этом году супруги отметили невероятные 60 лет со дня свадьбы. Вместе они вырастили сына Игоря, а затем и внука Стаса.

Несбывшаяся роль и новое призвание
Были ли у актрисы шансы на возрождение карьеры? Вероятно, да. Александр Роу, известный своей привязанностью к одним и тем же актерам, предлагал Людмиле главную роль в новой сказке «Варвара-краса, длинная коса». Но, по иронии судьбы, именно в это время Мызникова ждала ребенка, и роль отошла очень похожей на нее Татьяне Клюевой. Примечательно, что Клюева тоже прославилась благодаря фильму Роу, а затем вышла замуж и навсегда оставила актерскую профессию.
В итоге фильмография Мызниковой пополнилась лишь короткометражкой «Когда идет снег…», где вместе со знаменитыми космонавтами она демонстрировала иностранным зрителям, как празднуют советский Новый год. В 1970 году, уже под фамилией Белинская, актриса появилась в картине «Два дня чудес». А затем исчезла с экранов до 2006 года: тогда Людмилу Николаевну уговорили сняться в эпизоде сериала «Возвращение Мухтара», и она не смогла отказать. В последний раз артистка появлялась на экране в седьмом сезоне этого же сериала.
Жизнь актрисы круто изменилась, когда она узнала, что ее прадедушка был настоятелем Соловецкого монастыря. Мызникова почувствовала глубокую связь с Богом: она стала чаще посещать церковь, а затем устроилась на работу в музей Киево-Печерской лавры. «С супругом мы основали духовный театр „Мистериум“, где ставили театральные представления, посвященные божествам, — делилась Людмила Николаевна со „СтарХитом“. — С труппой объехали всю Западную Германию, Польшу, Францию. Сейчас я уже на пенсии и давно не выступаю. Но о религии не забываю. С мужем ставим радиопьесы».
Главный вопрос, который до сих пор волнует киноманов – не пожалела ли актриса, что упустила шанс закрепиться в мире шоу-бизнеса? «Счастье у каждого свое, — резюмировала Мызникова. — Кто-то ищет его в богатстве: Канары, Мальдивы, новая яхта, хрустальные черевички… Мне это не нужно. У меня на первом месте — семья. А вспоминая себя ту, 19-летнюю, я только смеюсь: девочка, влюбленная в жизнь. И в себя. Я прощаю ей — себе, юной! — и взбалмошность, и легкомыслие. И ветреность тоже… Впрочем, скорее всего, не будь я тогда такой, я бы не сыграла Оксанку».
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
