Композиция «Нежность» до сих пор отзывается в сердцах слушателей, однако мало кто знает, какая драматическая судьба скрывается за этим проникновенным голосом. Жизнь Майи Кристалинской была полна испытаний: от горьких разочарований и несправедливости до тяжёлой болезни. Но самым страшным ударом для артистки стала гибель любимого супруга, после которой она так и не смогла оправиться.
Советская певица, чей голос завораживал миллионы, начала свой путь к славе с самодеятельности на заводской сцене. Лишь спустя годы Майя Кристалинская осознала своё истинное призвание. Каждое её выступление вызывало бурю восторга, ведь в ней видели родную душу, человека из народа, способного выразить самые глубокие переживания простых людей. Но за ширмой успеха скрывались годы борьбы, первый неудачный брак, осуждение окружающих и, наконец, страшный диагноз – рак, прозвучавший, когда ей было всего 28. В те моменты она молила лишь об одном: о силах, чтобы продолжать петь. После потери мужа жизнь артистки потеряла всякий смысл, и она перестала выступать. Майя Владимировна ушла из жизни в 53 года, но её песни продолжают звучать, напоминая о непростой истории этой удивительной женщины.
Имя как предзнаменование
Владимир Кристалинский и его супруга Валентина мечтали о большой семье. Когда у них родилась дочь Майя, их счастье было безграничным, но, увы, недолгим. Через два года малышка скончалась из-за врождённого порока сердца. Спустя время, когда Валентина вновь ждала ребёнка, родители приняли необычное решение. Вопреки всем дурным приметам, они назвали новорождённую дочь тем же именем, что и её умершую сестру – Майя.

С детства Майю Владимировну воспитывали в строгости, готовя к неизбежным жизненным тяготам. В начале Великой Отечественной войны, когда девочке было всего девять лет, во время вражеского авианалёта мать не стала уводить дочь в бомбоубежище. «От судьбы не уйдешь. Если суждено попасть под бомбу, ничего не поможет», — эти слова Валентины Кристалинской стали жизненным кредо для будущей певицы.
Этот суровый урок, преподанный матерью, Майя Владимировна пронесла через всю свою жизнь. Впрочем, она верила и в знаки судьбы. Дядя подарил ей гармошку, и совсем юная Майя начала играть и напевать военные песни. Этот подарок стал первым шагом на пути к её будущей профессии. К тому же, отец Майи Кристалинской руководил музыкальным кружком в Доме пионеров, где девочка не только развивала свои таланты, но и обрела настоящих друзей.

Лучшей подругой Майи стала Валентина Котелкина, с которой они вместе занимались в отцовском кружке. Девушки вместе окончили школу, а затем и авиационный институт. По распределению их отправили в Новосибирск, но столкнувшись с грубым отношением к молодым специалистам, они сбежали обратно в Москву. Руководство завода угрожало судом, поскольку по целевому направлению девушки должны были отработать три года, но делу так и не дали ход.
В столице подруги устроились в конструкторское бюро. Майя Кристалинская не оставляла творчество, продолжая заниматься самодеятельностью в труппе Центрального Дома работников искусств и петь в хоре. Но истинное призвание, как оказалось, ждало её не на заводе.

На пике славы
Переломный момент наступил в начале 1957 года, когда Майя Владимировна попала на Всемирный фестиваль молодёжи. Талантливую вокалистку заметил композитор Юрий Саульский и пригласил в свой джазовый оркестр. Однако джаз не был привычен советскому слушателю, и после разгромной статьи в газете коллектив был вынужден покинуть Дом работников искусств.
Вскоре хористку заметил другой известный композитор, Олег Лундстрем, искавший солистку для своего оркестра. Майя Владимировна взяла отпуск на заводе, чтобы отправиться на гастроли, а по возвращении приняла решение уволиться из конструкторского бюро. «Одно время у нее не было постоянной работы: она то выступала в ресторане, то пела в каком-то небольшом джазе — ждала, когда ей предложат действительно хорошее место», — вспоминала подруга артистки Валентина Котелкина.

С оркестром Лундстрема певица объездила весь Советский Союз. Затем ей предложили записать композицию «Мы с тобой два берега» для фильма «Жажда». Это стало настоящим звёздным часом: пластинку раскупили невероятным тиражом в семь миллионов экземпляров, и голос Кристалинской зазвучал на всех радиостанциях страны.
Артистка выступала на одной сцене с такими звёздами, как Валентина Толкунова и Иосиф Кобзон. Её песни «А снег идёт», «Я тебя подожду», «Топ, топ, топает малыш» стали всенародными хитами. В 1966 году Кристалинскую признали певицей года по результатам всесоюзного опроса. До сих пор её исполнение «Нежности» на стихи Александры Пахмутовой вызывает слёзы у слушателей. Эта трогательная запись, известная по первой строчке «Опустела без тебя земля…», прозвучала в культовом фильме «Три тополя на Плющихе». Майя Кристалинская достигла вершины славы, и тем болезненнее оказалось её последующее падение.

Горькие разочарования в личной жизни
С первым мужем, сатириком Аркадием Аркановым, Майя Владимировна познакомилась на репетиции оркестра Саульского. Его покорил её голос, и роман развивался стремительно: уже на третьем свидании, спустя месяц знакомства, Арканов сделал ей предложение. Скромная свадьба состоялась в квартире писателя.
Однако романтика быстро угасла. Родственники молодожёнов не смогли найти общий язык, а отсутствие собственного жилья усугубляло ситуацию. В маленькой съёмной комнате всё чаще вспыхивали скандалы. Карьера Кристалинской стремительно шла в гору, но вместе с ней росла и критика. Певица очень остро реагировала на газетные публикации, что супруг воспринимал как «звёздную болезнь». Однажды Аркадий просто собрал вещи и ушёл навсегда. Их совместная жизнь продлилась меньше года. «Наверное, Арканов не любил ее так сильно, как она. Мне он никогда не был по душе, но это мое субъективное мнение. После разрыва с ним Маечка долгое время была одна, пока не познакомилась с известным в то время журналистом», — с горечью вспоминала лучшая подруга артистки.

На какое-то время в жизни Майи Владимировны появился журналист из «Огонька». Певица вновь без остатка отдалась чувствам, но избранник оказался неискренним. «Ему, похоже, просто льстило, что знаменитая певица потеряла из-за него голову. К тому же он любил выпить, а пьянство еще никого до хорошего не довело. Это был тяжелый период Маечкиной жизни, до нее постоянно доходили слухи, что любимый мужчина в очередной раз где-то напился и с кем-то подрался. Какое-то время она терпела, пыталась бороться с его пристрастием к алкоголю, но потом не выдержала», — рассказывала Валентина Котелкина. Пережив очередной разрыв, певица полностью погрузилась в музыку, гастролируя, записывая пластинки и общаясь с поклонниками. Но судьба готовила ей новые, ещё более суровые испытания.
Мужество перед лицом болезни и утрат
Казалось, Майя Кристалинская была всенародной любимицей, но её карьера на телевидении развивалась совсем иначе, чем на радио. После исполнения песни «В нашем городе дождь» артистку обвинили в «пропаганде грусти». Якобы эта композиция не подходила для новогодних эфиров и нагнетала депрессию. Количество её появлений на экране резко сократилось. Ходили слухи, что причиной тому стала личная неприязнь со стороны Сергея Лапина, занявшего в 1970 году пост председателя Гостелерадио СССР.
Майя Владимировна тяжело переживала «чистку эфиров», которой тогда подверглись многие её коллеги. Однако количество концертов не уменьшалось, и Кристалинская продолжала гастролировать по стране. Но у певицы были гораздо более серьёзные причины для волнения. «У нее был лимфогранулематоз — серьезное заболевание лимфатических узлов, а проще говоря, рак. Майя заболела, когда ей было 28 лет. Все начиналось как обычная ангина — распухли гланды, поднялась температура», — вспоминала её подруга.
Вскоре на шее исполнительницы появились уплотнения, напоминающие шарики – это была опухоль, с которой артистке предстояло жить более двух десятилетий. Но Кристалинская не собиралась сдаваться: она продолжала упорно работать и выступать, вопреки запретам врачей. «Говорили, что, напрягая связки, она ухудшает свое состояние. Но Майя, услышав об этом, сказала: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: «Неужели она так тяжело больна? Да не может быть!» — делилась Валентина Котелкина.
Многие светила медицины пытались помочь исполнительнице. В 1970-е годы её здоровьем занимался выдающийся гематолог Андрей Иванович Воробьёв, который впоследствии стал министром здравоохранения РСФСР. После серии облучений Майя Владимировна больше не могла носить открытые платья: ожоговая сетка на шее вынуждала её прикрывать эту часть тела платками и шарфиками. Поклонники считали это частью её неповторимого образа, не подозревая, какие страдания скрываются за элегантным стилем.
Будучи тяжело больной, артистка встретила новую любовь – архитектора Эдуарда Барклая. Он красиво ухаживал за певицей, одаривая её букетами, но Майя Владимировна с трудом верила своему счастью. Чтобы проверить искренность поклонника, Кристалинская откровенно рассказала ему о своём неутешительном диагнозе. Однако это не отпугнуло Барклая, который пообещал всегда быть рядом. «Третий муж не просто много значил для Майи, а фактически продлил ей жизнь. Эдик следил, чтобы она вовремя принимала лекарства, отдыхала, чтобы у нее было полноценное питание», — утверждала Валентина Ивановна.
Пара сыграла свадьбу и провела вместе несколько счастливых лет. Но, увы, сам Барклай страдал от диабета. Он скончался внезапно в июне 1984 года, когда Майя Владимировна уже собирала чемоданы для совместного отпуска. После смерти любимого человека Кристалинская потеряла всякий интерес к жизни. У артистки никого не осталось. Несмотря на то, с какой нежностью она исполняла песни «Аист» и «Топ, топ, топает малыш», Майя Владимировна так и не познала радости материнства. У её знакомых были свои семьи, и хотя Валентина Ивановна навещала подругу, та чувствовала себя одинокой и покинутой. Вскоре после этой тяжёлой утраты вокалистка согласилась на экспериментальное лечение, после которого её состояние стремительно ухудшилось: речь стала неразборчивой, голос пропадал, отнялась рука.
Кристалинская больше не могла выступать и плакала, слушая свои записи. Последние месяцы её жизни скрашивала лишь работа над переводом биографии Марлен Дитрих. Но артистке не суждено было увидеть книгу на полках магазинов: она скончалась в больнице 19 июня 1985 года, ровно через год после ухода любимого супруга. Певице было всего 53 года. Майю Владимировну похоронили на Донском кладбище, а на её могильной плите высекли трогательные слова: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь». До сих пор песни Майи Владимировны любят и помнят слушатели. О её драматической судьбе снят документальный фильм «Опустела без тебя земля. Майя Кристалинская». Все, кто знал артистку, уверены: если бы не смерть возлюбленного, вокалистка подарила бы миру ещё множество своих проникновенных композиций.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

