Имя Динары Асановой навсегда вписано золотыми буквами в историю советского кинематографа. За свою, увы, столь короткую жизнь, она сумела создать целое явление, став голосом поколения и тонким психологом юных душ. Её фильмы о молодёжи были наполнены невероятной чуткостью, искренним сочувствием к подросткам, их переживаниям и метаниям. Возможно, именно эта глубина эмпатии, способность пропускать через себя чужую боль, стала той непосильной ношей, что приблизила трагический финал её собственного пути.
Будущая легенда кино появилась на свет в 1942 году во Фрунзе, столице Киргизской ССР. Ещё до рождения девочки семья столкнулась с горем: отец, работавший журналистом, ушёл из жизни. В итоге Динару и её старшую сестру воспитывала бабушка, ведь мама-ткачиха буквально пропадала на фабрике, стремясь обеспечить своих близких всем необходимым. Девочка мечтала о музыке, грезила фортепиано, посещала всевозможные кружки, но скромные финансовые возможности семьи не позволяли приобрести инструмент. Так мечта о музыкальной карьере осталась лишь грёзой.
Мечты о кино и первые шаги
Однако вскоре юная Динара открыла для себя совершенно иной мир – мир кинематографа. Это увлечение навсегда перечеркнуло планы матери, которая видела дочь продолжательницей семейной традиции на текстильной фабрике. Сразу после выпускного Асанова решительно направилась на киностудию «Киргизфильм» и настойчиво просила принять её на любую должность, пусть даже дворником. Такая целеустремлённость и хрупкая, но непоколебимая напористость девушки произвели впечатление на руководство студии. Ей предложили место реквизитора, затем она стала ассистентом постановщика, а после освоила профессию монтажницы. Более того, миловидная брюнетка с экзотической красотой даже появилась на экране, сыграв эпизодические роли в массовке фильмов «Девушка Тянь-Шаня» и «У каждого своя дорога». Но судьба уготовила ей иной путь: Динара не стала актрисой, а твёрдо решила связать свою жизнь с режиссурой.

Её блестящая работа на киностудии не осталась незамеченной. «Киргизфильм» дал Асановой заветную рекомендацию для поступления во ВГИК. Несмотря на это, попасть в ряды студентов удалось не сразу. Лишь со второй попытки Динара оказалась на курсе Михаила Ромма – мастера, который, как известно, не слишком благоволил ни абитуриентам из союзных республик, ни, тем более, девушкам. Возможно, Ромм разглядел в ней уникальный талант, или же сверху поступило негласное указание «подтвердить» дружбу народов, но Динара стала учиться бок о бок с такими будущими корифеями, как Сергей Соловьёв и Станислав Говорухин.
Несмотря на кажущуюся сдержанность и природную скромность, девушка обладала удивительной способностью быстро находить общий язык с людьми. Она подружилась с Булатом Окуджавой и Беллой Ахмадулиной, а с сокурсниками у неё сложились настолько тёплые отношения, что однажды это буквально спасло ей жизнь. В 21 год Динара внезапно потеряла сознание – причиной стала остановка сердца. К счастью, рядом оказались одногруппники, которые не растерялись и оперативно оказали ей первую помощь, вызвав скорую. Жизнь Асановой была спасена, но с того дня она часто повторяла, что долго не проживёт.

Тернистый путь к признанию
После чудесного спасения начались новые испытания, на этот раз творческого характера. Динара сняла свою дипломную короткометражку «Рудольфио», рассказывающую о сложных взаимоотношениях девятиклассницы и её взрослого соседа. Работа получила высший балл во ВГИКе, однако чиновники от кинематографа заклеймили ленту «набоковщиной» и на долгие пять лет лишили Динару права заниматься режиссурой.
Период творческого молчания продлился четыре года. За это время Асанова успела переехать в Ленинград, выйти замуж за художника Николая Юдина и подарить жизнь сыну Владимиру. Но для неё он был Анваром, что в переводе с персидского означает «Лучезарный». Когда на «Ленфильме» сменилось руководство, главный редактор Первого объединения киностудии Фрижета Гукасян, которая высоко оценила «Рудольфио», пригласила Динару на работу. И в 1974 году на экраны вышла картина «Не болит голова у дятла». В этом фильме Асанова не только тонко раскрыла психологию замкнутых подростков, но и впервые открыла для большого кино Елену Цыплакову. За свою работу Динара удостоилась бурных аплодисментов на II Ленинградском смотре творческой молодёжи, что придало ей сил и уверенности для продолжения творческого пути.

От «Ключа без права передачи» до «Пацанов»
Настоящим событием стал фильм Динары Асановой «Ключ без права передачи», где состоялся дебют одноклассницы Цыплаковой – Марины Левтовой. Режиссёр добивалась от юных актёров максимальной убедительности, подолгу обсуждая с ними сценарий и предоставляя полную свободу для импровизации. Такой новаторский подход не все критики восприняли однозначно, но фильм получил престижные награды на фестивалях в Риге, Москве и Италии, а также был удостоен премии Ленинского комсомола.
Вскоре после этого успеха Динаре пришлось экстренно заменить тяжело заболевшего режиссёра на съёмках ленты «Беда». Однако эта работа принесла ей массу критики: сценарист был уверен, что режиссёр разрушила его историю об алкоголике-преступнике, а даже обычно лояльная к ней Гукасян назвала картину слабой. Картина «Жена ушла» с Еленой Соловей не только поднимала тему непонятых женщин, но и впервые представила зрителям Валерия Приёмыхова. Артист, блестяще сыгравший эгоиста, стал для Динары не только близким другом, но и соавтором сценариев.

Асанова безмерно любила своего сына, поэтому не упустила возможности задействовать его в съёмках киноповести «Что бы ты выбрал?», где третьеклассники пытались осмыслить мир взрослых. К сожалению, картине присвоили невысокую третью категорию, что означало скромный гонорар. Довольно прохладно была встречена и драма «Никудышная», повествующая о неуравновешенной героине Ольги Машной, которую отправляют в деревню к родне отчима на перевоспитание. Этот фильм, созданный по сценарию Приёмыхова, поднимал важные социальные проблемы, показывая, как девушка, не найдя понимания в семье, обретает гармонию благодаря труду и общению со знахарем.
Сотрудничество Асановой и Приёмыхова продолжилось в культовой драме «Пацаны», где актёр исполнил ключевую роль, а также в последнем фильме режиссёра «Милый, дорогой, любимый, единственный…». Как и прежде, Динара стремилась осмыслить поступки трудных подростков, и многочисленные награды стали ярким свидетельством того, что она достигла своей цели.

Ранний уход и драматичная судьба сына
В 1985 году фильму «Пацаны» была присуждена Государственная премия, но, увы, Динара Асанова не дожила до этого триумфа. Во время работы над лентой «Незнакомка» 42-летняя режиссёр скоропостижно скончалась от сердечного приступа. Казалось, Динара предчувствовала свой скорый уход: незадолго до рокового апреля 1985-го она раздала все свои долги. Более того, она оставила близким трогательную записку со словами: «Очень вас всех люблю». Впоследствии именно так был назван документальный фильм об Асановой, снятый в 1987 году Игорем Алимпиевым.
Конечно, все знали о болезни сердца, которая могла оборвать жизнь Динары ещё в студенческие годы. Однако окружающие не могли не отметить, с какой невероятной чуткостью режиссёр относилась к судьбам других. Асанову глубоко ранила каждая трагедия юных актёров, снимавшихся в её фильмах, а таких историй, к сожалению, оказалось немало. Так, вскоре после премьеры фильма «Ключ без права передачи» покончил с собой Андрей Лавриков, сыгравший Шарова. Причины его отчаянного поступка остались загадкой для окружающих.
Драматические события продолжились и после похорон Асановой. Спустя всего пять дней после смерти режиссёра случайные собутыльники зверски избили и сожгли заживо Сашу Богданова, исполнившего роли десятиклассника Майданова в «Ключе без права передачи» и Батона в «Не болит голова у дятла». Александр Жезляев, сыгравший Муху в последнем фильме, снялся всего в трёх проектах, а затем предпочёл работу на заводе. Жизнь Саши оборвалась в 33 года, когда он провалился под лёд на Осиновецком озере.
К сожалению, беды преследовали не только юных дарований, работавших с Динарой, но и её собственного сына. После внезапной кончины режиссёра наследник погрузился в глубокую депрессию. Отец отправил 13-летнего подростка к родне, которая, в свою очередь, приняла решение поместить его в психиатрическую клинику. Пошло ли лечение на пользу или нет, но Анвар сумел вырваться в родной Ленинград. К тому времени его отец Николай Юдин уже обзавёлся новой женой Юлией, которой присутствие пасынка было явно не по душе. Юноша нашёл временное пристанище у подруги матери Галлы Капицкой, а затем стал скитаться по знакомым Динары, так и не обретя постоянного угла.
В 2008 году Николай Юдин скончался, но квартира, полученная Динарой от «Ленфильма», так и не досталась сыну. Художник успел переписать всё имущество на свою новую супругу Юлию. Анвар же нашёл убежище на дачном участке, который ему выхлопотали друзья, а затем и вовсе перебрался в лес, где его домом стала старая машина скорой помощи без колёс. Парень подрабатывал на стройке, благодаря чему сумел возвести небольшой домик для себя. Сын Динары Асановой избегает общения с журналистами, и поклонникам творчества великого режиссёра остаётся лишь гадать, ведёт ли он сейчас отшельнический образ жизни или, быть может, ушёл в монастырь, ища покой и умиротворение.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
