Образ Зои Молчановой, капитана из легендарной киноленты Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», навсегда запечатлелся в сердцах миллионов зрителей. Эта роль стала вершиной в карьере Ольги Матешко, затмив все последующие работы артистки. Трагический финал её киногероини известен каждому, но мало кто знает, какая драматическая судьба ждала саму актрису за пределами съёмочной площадки.
Будущая звезда кинематографа появилась на свет в небольшом городке Гостомель, расположенном в Киевской области. С самых юных лет Ольга чувствовала непреодолимое влечение к сцене, словно родившись с мечтой о театре. Уже в шесть лет она активно участвовала в школьной самодеятельности, увлечённо декламируя стихи, танцуя и исполняя песни. Школьные годы были отмечены постоянными занятиями в театральном кружке, а затем, ведомая своей страстью, юная Ольга отправилась в Москву, где с первой же попытки покорила приёмную комиссию ВГИКа.
ВГИК: Альма-матер и первая любовь
Институт кинематографии стал для Ольги не только стартовой площадкой на пути к актёрской профессии, но и местом, где её ждала судьбоносная встреча. В коридорах ВГИКа она впервые увидела Александра Итыгилова и, как позже вспоминала сама артистка, мгновенно осознала, что перед ней её судьба. Это было не просто увлечение с первого взгляда, а, по её собственным словам, «высокая химия» — мощное и необъяснимое притяжение.

Александр обучался на операторском факультете. После получения диплома его распределили сначала в Минск, а затем в Пермь. Ольге же предстояло провести в стенах ВГИКа ещё два года. Разлученные расстоянием, влюблённые поддерживали пылкие чувства через письма. Их воссоединение состоялось после того, как Ольга получила диплом и начала работать в штате киностудии имени Довженко. Александр, не медля, примчался в Киев, и вскоре пара сыграла свадьбу.
Спустя пять лет супружеской жизни Ольга подарила Александру сына, которого назвали Сашей. К тому времени Матешко уже успела сыграть в нескольких заметных картинах, среди которых были «Город первой любви», «Сады Семирамиды», «Черный капитан» и «Включите северное сияние». Однако главной жемчужиной её фильмографии, безусловно, стала роль в легендарной ленте «В бой идут одни «старики».

Триумф «Зои Молчановой»
Прообразом Зои Молчановой послужила реальная героиня – Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Именно из её воспоминаний Леонид Быков почерпнул идею для знаменитой сцены, где мужчины-военные с изумлением обнаруживают, что на груди у лётчиц сияет гораздо больше орденов, чем у них самих.
«Меня пригласили на пробы, утвердили практически сразу. Играли сцену прилета — когда все поют, а мы, девчата, слушаем. Позже, в картине, она стала больше и лучше… Леонид Федорович был замечательный человек — настоящий мастер своего дела, не навязчивый, не крикливый», — делилась Ольга Николаевна воспоминаниями о съёмках.
Матешко признавалась, что испытывала робость перед величием Леонида Быкова, но в момент съёмок пронзительной сцены танго под «Утомлённое солнце» она ощутила его мощную энергетику. «Рядом был он — актер, которого я знала и любила, режиссер, которого я слегка побаивалась, человек, который одним взглядом добрых глаз своих заставлял внутренне собраться — мой первый и единственный, неожиданный учитель танцев», — так артистка описывала свои чувства.

За первый год проката фильм посмотрели невероятные 45 миллионов зрителей, что стало настоящим потрясением для чиновников, считавших, что к середине 70-х интерес к военным драмам уже угас. Актёры, снявшиеся в картине, мгновенно превратились в звёзд первой величины, и Ольга Матешко не стала исключением. Её Зоя, воплотившая в себе удивительную гармонию силы и женственности, покорила сердца всей страны.
Любопытно, что реальная Надежда Попова, в отличие от своей киногероини, не погибла, выполняя воинский долг. Она благополучно вернулась с фронта и вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который впоследствии стал главным консультантом фильма. Но вот суждено ли было самой артистке провести всю жизнь с единственным избранником?

Второстепенные роли и страшная утрата
После ошеломительного успеха военной драмы на Ольгу Матешко обрушился шквал предложений. Однако, к сожалению, большинство ролей были второстепенными: она играла маму главного героя в «Рассказах о Кешке и его друзьях», воплотила образы Марфы в «Пропавшей экспедиции» и «Золотой речке», Ольги в «Рождённой революцией», а также появилась в роли девушки из Менга в легендарном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Лишь изредка актрисе доставались главные роли, как это было в картинах «Женщины шутят всерьёз» и «Обвиняется свадьба», но вскоре она вновь вернулась к эпизодическим работам. Зрители могли видеть её в «Володькиной жизни», «Подвиге Одессы», «Сабле без ножен», «Сократе» и ленте «Я сама».

Ольгу Николаевну ничуть не тяготила работа на вторых ролях, ведь даже самый маленький эпизод она умела сделать ярким и незабываемым. Гораздо больше, чем карьера, её волновали семейные дела. С мужем она жила в полной гармонии, и, казалось, так будет до самого конца, если бы не страшная трагедия, оборвавшая их счастье.
Тем временем Александр Итыгилов успешно развивал свою карьеру. Его работа над многосерийным фильмом «Как закалялась сталь» принесла ему премию Ленинского комсомола и приз телевидения ГДР «Золотая пальмовая ветвь». В конце 70-х он окончил режиссёрские курсы и начал снимать собственные картины: «Продается медвежья шкура», «Если можешь, прости», «Свидание». В каждом из этих проектов обязательно присутствовала его супруга, пусть даже в небольшом эпизоде.

Все шло своим чередом, пока в 1989 году Итыгилов не отправился на съёмки фильма «Это мы, Господи!» Местом действия стала территория в 200 километрах от Чернобыльской АЭС. На съёмочной площадке активно использовалась пиротехника, и вместе с клубами дыма в воздух поднималась радиоактивная пыль, осевшая в почве после аварии на станции в 1986 году. За полгода, проведённые в этих условиях, Александр получил колоссальную дозу облучения. И это при том, что врачи изначально предупреждали его о крайней опасности приближаться к зоне отчуждения из-за проблем со щитовидной железой.
«А он полгода провел фактически в самом пекле. На одной из документальных хроник он сам попал в кадр, снимая у дышащего смертью блока», — с горечью вспоминала актриса.
Всего за несколько месяцев Итыгилов буквально сгорел от саркомы легких. 25 июня 1990 года, в возрасте 45 лет, Александр скончался в Боткинской больнице. Их сыну, Саше, на тот момент не исполнилось и шестнадцати.

Жизнь после: эмиграция и возвращение
Ольга Матешко тяжело переживала потерю любимого мужа. Единственное, что двигало её вперёд, было осознание необходимости работать и поднимать сына на ноги. Работа уже не приносила прежней радости, но актриса продолжала принимать предложения. Так, в 1994 году она отправилась в командировку в США и в итоге приняла решение остаться там.
Пока сын учился в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения, Ольга Николаевна трудилась звукорежиссёром на российском телеканале RTVI в Нью-Йорке, а также преподавала в Свято-Сергиевской академии на Манхэттене. После окончания вуза Саша присоединился к матери и начал снимать рекламные ролики для известного американского агентства.
Дела шли вполне успешно, но спустя несколько лет Александр принял решение вернуться в родной Киев. Он признавался, что от рекламы «буквально тупеешь», и гораздо больше ему хотелось создавать сериалы и короткометражные фильмы. Впоследствии Итыгилов-младший проявил себя и как актёр, снявшись в проектах «Такси для ангела», «Доярка из Хацапетовки», «Сердце матери». Однако по-настоящему его режиссёрский талант раскрылся в картинах «Чужие родные», «Чужие грехи» и многих других.
Сама Ольга Николаевна также не смогла прижиться на чужбине. В 2005 году она вернулась в Киев и вновь окунулась в мир киноиндустрии. Женщина снималась в фильмах «Медовая любовь», «Генеральская сноха», «Два Ивана». Если раньше она играла в картинах своего мужа, то теперь эстафету подхватил сын. Правда, после 2018 года новой информации о проектах с участием актрисы не появлялось, что навело поклонников на мысль о завершении её карьеры.
Насколько это соответствует действительности, судить сложно, ведь Ольга Николаевна всегда вела весьма закрытый образ жизни. В одном из интервью, когда её спросили о семейном положении, актриса уклончиво ответила, что у неё есть мужчина, но раскрывать подробности об избраннике она не намерена. Тем не менее, несколько лет назад некоторые СМИ называли Ольгу Матешко супругой скрипача группы Gogol Bordello Сергея Рябцева, проживающего в Бруклине.
Означает ли это, что Ольга Николаевна вновь вернулась в США, или она живёт на две страны, остаётся загадкой. В силу скрытности звезды фильма «В бой идут одни «старики» мы вряд ли когда-нибудь узнаем точный ответ на этот вопрос.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
