25 июня 1999 года мир скорбно замер, узнав о кончине Евгения Моргунова — великого советского актера, чья жизнь оборвалась после повторного инсульта. Его путь был полон противоречий: за грозной внешностью скрывалась невероятно ранимая душа, а после утраты сына артист так и не смог обрести покой. Судьба, казалось, постоянно испытывала его на прочность, предлагая то невероятный успех, то глубочайшую трагедию.
Взлет Бывалого и тайны характера
Настоящая слава обрушилась на Евгения Моргунова в 60-х, когда он с блеском воплотил образ Бывалого в культовых комедиях Леонида Гайдая. Зрители обожали его, но за кулисами коллеги не всегда разделяли этот восторг. Харизматичный Евгений Александрович обладал, мягко говоря, непростым характером. Поговаривали, что ему и не приходилось вживаться в роль Бывалого — он просто играл самого себя. Личность Моргунова, полная анекдотов и розыгрышей, еще до встречи с Гайдаем обросла невероятными легендами.

Одна из таких историй, передаваемая из уст в уста, касается его молодости, когда он был еще начинающим артистом Театра киноактера. Рассказывают, что однажды в театр прибыли высокопоставленные гости — Молотов и Каганович. Навстречу им вышел Моргунов и, не моргнув глазом, представился художественным руководителем. Его солидный вид и командный голос не вызвали ни малейших подозрений. Больше часа он беседовал с руководителями страны, убеждая их повысить жалование артистам низшей категории, к которой, к слову, относился и сам. Его просьба была удовлетворена, и этот дерзкий розыгрыш едва не довел руководство до инфаркта.
Люди, знавшие его близко, давали совершенно полярные оценки его личности. Супруга артиста, Наталья, однажды призналась: «Моргунов не был ангелом. Но меня всегда поражал его оптимизм — никогда ни на что не жаловался. И шутить он любил».
Письмо Вождю и судьбоносный ответ
Существует легенда, правдивость которой до сих пор вызывает споры, но сам актер часто рассказывал ее. В 1943 году, будучи подростком, Евгений Моргунов работал на заводе «Фрезер», обтачивая болванки для артиллерийских снарядов. Именно тогда, в разгар войны, он решился на невероятный шаг – написать письмо самому Иосифу Сталину.

В этом письме, полном надежды и отчаяния, юный Моргунов просил: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство! Я рабочий завода, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме». Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Константин Станиславский, Немирович-Данченко».
И, как гласит предание, Сталин откликнулся. Вскоре пришел ответ, предписывающий направить товарища Моргунова для поступления актером вспомогательного состава в театр Таирова. Там Евгений Александрович провел год, после чего его путь лежал во ВГИК, где он стал студентом курса Сергея Герасимова.
От стройного юноши до импозантного мужчины
В юные годы Евгений Моргунов был невероятно статным и привлекательным. Однокурсники вспоминали его как высокого (за метр восемьдесят), стройного блондина с роскошной шевелюрой. Он всегда улыбался, постоянно импровизировал, сыпал анекдотами и остротами, не умолкая ни на минуту, и обожал подшучивать над всеми вокруг.
Однако годы неумолимо брали свое. Со временем Моргунов сильно изменился. Из того стройного, фотогеничного юноши он превратился в упитанного, но по-прежнему импозантного мужчину с лысиной. Внешность, конечно, менялась, но его харизма и умение держать внимание публики оставались неизменными.

Несостоявшаяся карьера музыканта
Помимо актерского таланта, Евгений Александрович обладал еще одним, малоизвестным широкой публике — он виртуозно играл на фортепиано. В его исполнении Рахманинов, Бетховен, Бах, Моцарт звучали по-настоящему глубоко и проникновенно. Когда стало известно, что музыку к спектаклю «Молодая гвардия», который предшествовал фильму Герасимова, будет писать Дмитрий Шостакович, Моргунов решился на смелый шаг.
Он уговорил великого композитора прослушать его игру. Шостакович, впечатленный талантом молодого человека, дал ему свой номер телефона. После прослушивания мэтр был поражен: «Вам, юноша, обязательно нужно посвятить себя музыке». Он даже написал рекомендательное письмо профессору консерватории Василию Васильевичу Целиковскому. Но Моргунов, к сожалению, так и не воспользовался этим уникальным шансом, предпочтя актерскую стезю.
Мастер перевоплощений и розыгрышей
Способность Моргунова бесплатно проходить куда угодно и выдавать себя за кого угодно стала притчей во языцех. Легенды слагали о том, как он, используя красную книжечку, похожую на служебное удостоверение, путешествовал на такси. Или как в ресторане он изображал работника «органов», следящего за кем-то, и официанты, испугавшись, не решались принести ему счет.

Он был блестящим мастером розыгрышей, и его шутки зачастую были на грани фола. Мог подойти к пассажиру в вагоне метро, показать некое удостоверение и властно произнести: «Пройдемте». Выйдя на улицу, он отпускал напуганного человека с миром. Еще один его излюбленный трюк: на автобусной остановке он оттягивал рога троллейбуса и просил ничего не подозревающего прохожего, принявшего его за водителя, подержать их. Сам же Моргунов с нескрываемым удовольствием наблюдал за развитием ситуации, полной комизма и недоумения.
Вспыльчивость и творческие конфликты
Вспыльчивый нрав Моргунова иногда становился причиной слухов о его пристрастии к алкоголю и буйном поведении. Поговаривали, что, перебрав, он мог без видимой причины послать человека по известному адресу. Однако супруга Наталья пролила свет на эту сторону его характера: «Евгений Александрович был человеком вспыльчивым, легковозбудимым, гневливым, но это не врожденные качества его личности, а следствие болезни: люди, страдающие диабетом, легко раздражаются. Правда, вспышки гнева, которым он был подвержен, быстро и проходили. Муж мог накричать, тут же повернуться и разговаривать, как ни в чем не бывало».

Эти особенности характера приводили к серьезным конфликтам. Во время съемок последнего фильма, где блистала знаменитая троица, Моргунов так сильно поссорился с Леонидом Гайдаем, что после этого случая они больше никогда не общались. Разногласия возникли и с Министерством культуры, что, по мнению многих, стало причиной того, что актеру так и не присвоили следующее почетное звание.
Личная жизнь: две любви и верность
Личная жизнь Евгения Моргунова была не менее насыщенной. До своего второго брака, заключенного в 1962 году, он жил с балериной Варварой Рябцевой, которая была старше его на десять лет. Несмотря на расставание, артист сохранил с ней теплые отношения до конца ее дней. Он продолжал ухаживать за ней, приносил лекарства и продукты, когда она состарилась. Его вторая жена, Наталья, не испытывала ревности, ведь Моргунов был образцовым семьянином.

Наталья Моргунова, младшая своего мужа на 13 лет, стала его верной спутницей на долгие тридцать шесть лет, до самой его смерти. Их союз был крепким фундаментом в бурной жизни актера, даря ему стабильность и поддержку.
Сломленный потерей сына
Евгений Моргунов был отцом двух сыновей — Антона и Николая. В Николае он видел свое продолжение, мечтая, что тот пойдет по его стопам и тоже станет актером. Однако судьба распорядилась иначе. В 1998 году, всего за год до ухода самого артиста, Николай трагически погиб в автокатастрофе. Эта утрата стала сокрушительным ударом для Евгения Александровича.

Друзья вспоминали, как он буквально таял на глазах, сломленный горем. У артиста резко обострился сахарный диабет, он перестал соблюдать строгую диету и, по словам близких, начал выпивать. Несмотря на это, Моргунов не мыслил себя без сцены. Он продолжал выходить к зрителям, но за кулисами его уже ждала машина «Скорой помощи», чтобы отвезти в Центральную клиническую больницу, где он проходил лечение. После одного из таких выступлений он был снова доставлен в клинику, откуда, к сожалению, уже не вернулся. Евгений Моргунов и его сын Николай нашли последний приют на Кунцевском кладбище в Москве, покоясь рядом.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
