«Уголовное преступление» Гайдая: как создавались «12 стульев»

Экранизация культового романа Ильфа и Петрова «12 стульев» стала настоящим вызовом для великого Леонида Гайдая. Путь к воплощению мечты на большом экране оказался тернист, полон неожиданных поворотов и бескомпромиссных решений. Много лет режиссёр добивался разрешения на съёмки, сталкиваясь с непониманием и бюрократическими преградами. Но кто бы мог подумать, что именно эти трудности в итоге подарят советскому кинематографу один из самых любимых фильмов?

«Уголовное преступление» Гайдая: как создавались «12 стульев»

Борьба за мечту

Леонид Гайдай лелеял идею экранизировать «12 стульев» с непоколебимой страстью. Казалось бы, маститому режиссёру, чьё имя уже гремело по всей стране, не составит труда получить добро на столь популярный сюжет. Однако роман Ильфа и Петрова, вопреки своей всенародной любви, долгое время оставался без полноценной советской киноверсии. К тому моменту, когда Гайдай начал свои попытки, по мотивам произведения уже существовали зарубежные адаптации, снятые в Польше, США, Швеции и Бразилии.

На родине же, помимо телеспектакля Александра Белинского 1966 года, «Мосфильм» не видел необходимости в новой экранизации, считая её «лишней» на фоне уже существующего ажиотажа. Более того, параллельно с настойчивыми предложениями Гайдая, Михаил Швейцер уже приступил к работе над «Золотым телёнком» – второй частью дилогии. Киностудия рассудила, что привлечь внимание к новой главе популярного произведения будет выгоднее, чем пополнять череду уже снятых за рубежом «12 стульев».

Гайдай проявил завидное терпение, выждал подходящий момент и вновь вернулся в киностудию со своей неизменной просьбой. На этот раз ситуация изменилась: «Мосфильм» уже не возражал против съёмок, но режиссёра опередил его коллега Георгий Данелия. Год прошёл в томительном ожидании, пока Гайдай смирялся с мыслью, что «мечта его жизни» – именно так он называл работу над киноверсией романа – ускользает. Но судьба распорядилась иначе: Данелия, перегорев за время подготовки, неожиданно подарил Гайдаю право на съёмки, признавшись, что сам уже не знает, как подступиться к проекту.

Сценарий под огнём критики

Несмотря на личную заинтересованность Гайдая в успехе будущей картины, его сценарий встретили с не меньшим скепсисом, чем первоначальную идею экранизации. В управлении художественной кинематографии текст сочли монотонным и недостаточно динамичным для комедии. «Прежде всего сценарий оставляет ощущение монотонного чередования эпизодов, похожих по сути своей один на другой. Это, несомненно, противопоказано для комедии. Очевидно необходимо, чтобы при разработке режиссерского сценария было произведено некоторое сокращение эпизодов», — гласила официальная оценка.

Сценарий назвали скучным и, что немаловажно, «недостаточно социалистическим». Любопытно, что Гайдай, сам того не ведая, частично повторил судьбу любимых авторов, ведь в своё время и сам роман сталкивался с вопросами политической корректности. На помощь режиссёру пришёл Григорий Чухрай, художественный руководитель Экспериментального творческого объединения киностудии «Мосфильм». Благодаря его поддержке сценарий наконец был утверждён.

Начался изнурительный процесс кастинга. Гайдай, прислушавшись к замечаниям «Мосфильма» и вложив в проект всю душу, стремился превратить каждую сцену в яркий, самобытный эпизод. Для этого требовались не просто актёры, а настоящие звёзды, способные своей харизмой мгновенно захватить внимание зрителя и задать высокий темп повествования. Так, Эраст Гарин, Рина Зелёная, Владимир Этуш и Георгий Вицин появились в «12 стульях» лишь на считанные минуты, но их появление оставило неизгладимый след.

«Уголовное преступление» Гайдая: как создавались «12 стульев»

Грицацуева, которая не смешила

Поиски идеального образа мадам Грицацуевой также были полны интриг. На пробы приглашали таких звёзд, как Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Волчек лидировала, поскольку Мордюкова казалась Гайдаю «слишком серьёзной» для этой роли. И вдруг, совершенно случайно, режиссёр увидел её – «мечту»! Так, роль Грицацуевой досталась Наталье Крачковской, актрисе, которая до этого не имела в своём послужном списке больших работ. Гайдай разглядел в Крачковской, неожиданно появившейся на площадке, ту самую гротескную внешность, которая делала всех остальных претенденток абсолютно несмешными на её фоне.

Непростой выбор Остапа

На роль самого Остапа Бендера претендовали более двухсот актеров, среди которых были настоящие величины: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Валентин Гафт, Никита Михалков и даже Муслим Магомаев. Изначально Гайдай остановил свой выбор на Высоцком. Однако перед началом съёмок, по официальной версии, актёр «ушёл в запой». Разгневанный режиссёр уже подумывал переснимать сцены с Александром Белявским, но что-то не клеилось: Киса Воробьянинов в исполнении Сергея Филиппова выглядел гораздо колоритнее Бендера, затмевая его.

Поговаривают, что именно Высоцкий рассказал Гайдаю о провинциальной постановке «12 стульев», где режиссёр и нашёл своего Остапа. Интересно, было ли это до или после того самого запоя? В итоге, «истинным великим комбинатором» оказался 35-летний Арчил Гомиашвили, игравший Бендера в городе Поти. На самом деле ему было 45, но это не помешало его триумфу.

Гайдай был готов стоять горой за своего актёра перед всем «Мосфильмом». На вопросы о том, почему Бендер вдруг оказался грузином и почему он лыс, будто пожилой мужчина, режиссёр давал заранее заготовленные остроумные ответы: «А потому, что папа у Остапа — турецкоподданный, почему же тогда маме не быть грузинкой?» и «Еще парик приличный не подобрали. А так — у нас есть возможность сделать ему какую угодно прическу».

«Уголовное преступление» Гайдая: как создавались «12 стульев»

Капризные стулья и «уголовное преступление»

Строгий отбор прошли не только актёры, но и главные «герои» фильма — стулья. Поскольку у сценариста не было конкретных претендентов, съёмочная группа разместила объявление в газете, разыскивая владельцев раритетных предметов. Оказалось, настоящие гамбсовские стулья сохранились лишь у одной пожилой столичной жительницы. Однако хозяйка не горела желанием продавать свою мебель, отказываясь от «актёрской доли».

Тогда режиссёр сфотографировал стулья и заказал их точные копии у мастеров из Арабских Эмиратов, поскольку ни одна советская фабрика не бралась за столь сложную работу. До конца съёмок дожили лишь четыре стула, которые Гайдай бережно забрал к себе в кабинет.

«Уголовное преступление» Гайдая: как создавались «12 стульев»

Арчил Гомиашвили блестяще воплотил образ Остапа Бендера, но в итоге создание великого комбинатора легло на плечи двух актёров. В финальной версии «12 стульев», вышедшей на экраны в 1971 году, Гомиашвили произнёс своим голосом лишь несколько колоритных фраз, а озвучивал роль Юрий Саранцев. По одной из версий, причиной стал сильный грузинский акцент артиста. Гомиашвили тяжело переживал это решение и несколько лет не общался с режиссёром.

Их примирение произошло весьма драматично. Когда на экраны вышла экранизация романа Марка Захарова, Гайдай не удержался и позвонил актёру со словами: «Включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления». Так, благодаря общему чувству юмора и, возможно, лёгкой ревности к новому Бендеру, давние друзья вновь обрели мир.

За кадром: судьбы и открытия

История создания «12 стульев» хранит и другие удивительные детали. Как и первый претендент на роль Остапа, Киса Воробьянинов тоже оказался «запойным». Однако у Сергея Филиппова была веская причина: он боролся с онкологическим заболеванием. Мрачные прогнозы толкали актёра к попыткам заглушить переживания. Гайдай же, твёрдо решивший снимать именно Филиппова, всячески поддерживал его на протяжении всей работы. В итоге актёр не только справился с ролью, но и впоследствии снялся у Гайдая ещё в семи фильмах.

Роль отца Фёдора досталась набожному Михаилу Пуговкину. Гайдаю пришлось ждать его согласия около месяца, поскольку актёр просил благословения у своей матери, прежде чем приступить к работе. А на роль инженера Щукина был выбран Игорь Ясулович, известный своей смелостью в кадре. Актёр без стеснения разделся перед камерой и спокойно отыграл эпизод с отключением электричества. Позже Ясулович с юмором вспоминал, что в ту жару, когда вся съёмочная группа обливалась потом, он чувствовал себя в более выгодном положении, будучи увлажнённым, хоть и с пеной в глазах.

Так, через тернии и смех, упорство и неожиданные повороты судьбы, великий Леонид Гайдай подарил зрителям фильм, который стал настоящей жемчужиной советского кинематографа, запечатлев на плёнке незабываемых героев и их приключения.

Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

ДЗЕН Телеграм
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий